03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

РЕФОРМА ЭНЕРГЕТИКИ: ОПЫТ КАЗАХСТАНА

Степанов Виктор
Опубликовано 01:01 20 Декабря 2002г.
На прошлой неделе в Москве прошел семинар "Опыт реформирования электроэнергетики Республики Казахстан". Реформа энергетики в России началась на три года позже, чем в Казахстане. Поэтому в дискуссиях со своими оппонентами руководство РАО "ЕЭС России" ссылается на опыт казахстанских коллег, которым в ходе реформы приходилось решать проблемы, аналогичные тем, что стоят сейчас перед российскими энергетиками.

Когда три года назад в РАО "ЕЭС России" занялись вопросами реформирования электроэнергетики, то прежде всего обратились к опыту подобных преобразований в других странах - например, Великобритании, США. Однако особенно ценным является опыт бывших советских республик, ведь если на Западе речь шла о перестройке отрасли, которая и до реформы работала в условиях рыночной экономики, то республики бывшего СССР столкнулись с необходимостью реформирования системы, созданной для работы в условиях планово-распределительной экономической модели, и с учетом данного обстоятельства опыт проведения энергетических реформ на постсоветском пространстве уникален. Кроме того, концепции реформирования энергетических систем России и Казахстана во многом совпадают. И если учесть, что процесс реформирования в Казахстане начался раньше и уже принес некоторые результаты, то можно сказать, что у российских участников семинара появился шанс заглянуть в будущее.
В процессе реформы в Казахстане пошли по следующему пути: магистральные сети остались в собственности государства (для управления сетями была создана Национальная компания ОАО "KEGOC"), все остальные энергетические активы были приватизированы. Они стали самостоятельными хозяйствующими субъектами свободного рынка. Произошло разделение энергетики на транспортную составляющую (где главным игроком остается государство), генерацию и сбыт. То же самое РАО "ЕЭС России" предполагает осуществить и в ходе нашей реформы. Другой стороной системы являются промышленные и оптовые потребители, которые, в свою очередь, формируют розничную структуру сбыта электроэнергии. Таким образом, в энергетике Казахстана была создана конкурентная среда, цены на электроэнергию отпущены, а продавцы и покупатели начали напрямую договариваться о поставках.
По сообщению президента Казахстанского оператора рынка электроэнергии и мощности ("КОРЭМ") Кенджимурата Дукенбаева, когда в 1997 году цены на электроэнергию отпустили, все бросились зарабатывать на тарифах - цены сильно выросли, а потребление упало. Но через полтора года рынок сам отрегулировал ситуацию. Сегодня оптимальная цена на электроэнергию складывается исходя из резерва генерирующих мощностей, стоимости топлива и менталитета электрических бизнесменов. Тот, кто понял логику рынка, работает успешно, кто завышает цену - продать товар не может. (Кстати, в энергетическом законодательстве Казахстана электроэнергия признана товаром, что является принципиальным положением, за которое выступают и российские энергетики.) Продавцы и потребители встречаются на оптовом рынке электрической энергии и мощности (ОРЭМ), где можно также закупать электроэнергию в случае образования ее дефицита и продавать в случае избытка.
Нынешние оппоненты команды Чубайса часто путают понятия регулировать и устанавливать тарифы. В Казахстане административным путем тарифы никто не устанавливает, государство регулирует лишь методику определения цены на электроэнергию, где одним из важнейших параметров является расстояние. В зависимости от трафика цена колеблется примерно в 1,5-1,7 раза. Среди категорий потребителей самый высокий тариф на электроэнергию сейчас платит население - в среднем 2,5 цента за кВт/час. (Это примерно соответствует устанавливаемым административным путем тарифов для населения в Москве.) Промышленный тариф примерно на треть меньше. По мнению казахстанских энергетиков, это нормально: каждый платит сам за себя.
Когда введение свободного рынка в Казахстане только обсуждалось, там тоже в ходу были полумеры. В свое время административно было принято решение о том, что предприятия должны дотировать население и тариф для промышленности был установлен в 2 раза выше. Такая "социальная помощь" на деле обернулась против народа - промышленность вернула эту разницу в сильно возросшей цене на свои товары.
Реформа в Казахстане имела позитивные результаты прежде всего для потребителей. На опыт наших ближайших соседей ссылается и руководство РАО "ЕЭС России". У них, в частности, была решена проблема неплатежей - теперь взаимоотношения продавца с потребителем - вопрос частного бизнеса. Для платежеспособных потребителей надежность энергоснабжения возросла, а наведение порядка в учете и востребовании оплаты стимулирует потребителей к энергосбережению. В Казахстане давно забыли о таких реалиях, как отключение отдельных объектов от энергопотребления.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников