БОЛЬНОЙ ПОДАЛ ПРИЗНАКИ ЖИЗНИ

Почти полувековая традиция, в соответствии с которой, каждый раз собираясь для обсуждения бюджета Евросоюза, руководители стран его членов засиживались до глубокой ночи, а то и до раннего утра, была соблюдена и на этот раз. 25 первых лиц государств Старого континента, собравшихся в конце минувшей недели в Брюсселе, ударили по рукам, когда у них уже слипались глаза.

Хотя, как заявил председательствующий в ЕС премьер-министр Тони Блэр, "переговоры были исключительно тяжелыми", откровенно говоря, они не могли закончиться ничем. Все участники саммита прекрасно понимали, что ни каждый из них в отдельности, ни Евросоюз в целом не может себе позволить еще одного провала. У всех в памяти слишком живы воспоминания фиаско полугодовой давности, когда возобладал, как писала тогда парижская газета "Фигаро", "национальный эгоизм", страны тянули "финансовое одеяло на себя". А это на фоне двойного "нет" - французского и голландского - проекту евроконституции привело к глубокому кризису в ЕС. В Брюсселе лидерам сообщества пришлось, как говорят в Париже, "разрезать грушу на равные части", то есть всем пойти на уступки ради компромисса.
И в первую очередь это касается Тони Блэра. Дело в том, что британский премьер-министр, автор проекта бюджета ЕС, настаивал на его сокращенном варианте, что вызвало бурю возмущения остальных европейцев, особенно в странах, недавно вошедших в состав организации и надеющихся на солидную финансовую помощь для проведения структурных экономических реформ. В конце концов расходная часть Евросоюза на 2007 - 2013 годы была зафиксирована на сумме в 862,3 миллиарда евро, что на девять миллиардов меньше, чем предложение Люксембурга, которого Великобритания сменила на посту председателя ЕС, но на 13,1 миллиарда больше, чем планировал сам Лондон. Более того Тони Блэру пришлось пойти на попятный в вопросе так называемого "британского чека", который 21 год тому назад "выбила" из европейских коллег "железная леди" Маргарет Тэтчер под предлогом серьезных экономических трудностей и неучастия в сельскохозяйственной программе ЕС.
Сейчас же Тони Блэр был вынужден уступить более чем настойчивым требованиям коллег, особенно французского президента Жака Ширака, и поубавить "чековые" аппетиты: в Брюсселе принято решение сократить его на 10,5 миллиарда евро, что на 2,5 миллиарда больше того, на что первоначально соглашался Лондон. Таким образом, британскому премьеру удалось в некоторой степени "спасти" свое полугодичное президентство в Евросоюзе, хотя, конечно, в его адрес по ту сторону Ла-Манша уже полетели критические стрелы и обвинения в "торговле национальными интересами".
В свою очередь и французам пришлось также проявить гибкость по поводу субсидий в рамках аграрной политики ЕС, главным получателем которых является Париж.
Результаты саммита вызвали вздох облегчения у "новичков" Евросоюза. Для постепенного сокращения разрыва со старожилами ЕС в экономическом и социальном развитии "десятка" этих стран получит 157 миллиардов евро на ближайший пятилетний период, что на треть больше, чем предлагалось до этого, но меньше, чем намеревалась выделить Комиссия ЕС.
Встреча в верхах была важна еще в одном плане. Она продемонстрировала, что франко-германский локомотив евростроительства после смены руководства в Бонне отнюдь не оказался на запасном пути, а продолжает нормально функционировать под руководством тандема Жак Ширак - Ангела Меркель. В ходе европейской "премьеры" в Брюсселе, состоявшейся месяц спустя после ее назначения на пост канцлера, Ангела Меркель продемонстрировала недюжинные способности находить приемлемые для оппонентов варианты не только во внутриполитических делах, но и в международных. По общему убеждению именно она смогла свести к минимуму трения между Лондоном и Парижем и подвести их к компромиссу.
Конечно, о полном выздоровлении после "глубокой комы", в которой Евросоюз оказался полгода тому назад, пока и речи не может быть. Но, как говорится, "больной открыл глаза и подает другие признаки жизни". Активной реанимацией теперь с января будущего года придется заниматься австрийцам: подошла их очередь председательствовать в союзе.