КОМЕДИЯ ВЫШЛА ИЗ КОМЫ

Комедия без зрителей - это трагедия, любит повторять кинорежиссер Алла Сурикова, президент кинофестиваля "Улыбнись, Россия". Но в Астрахани, где только что завершился шестой по счету смотр комедийных фильмов, к счастью, обошлось без малейшего привкуса трагедии.

Зрители, истосковавшиеся по отечественному кино, по родным кинозвездам, по улыбке, буквально атаковали залы. Свободных мест не было ни на одном сеансе, так что даже представителям московской прессы зачастую приходилось смотреть фильмы, сидя на ступеньках. Разве только с широко разрекламированного фильма "Жмурки" наблюдался массовый исход зрителей. Эта "чернушная" комедия с обилием трупов и жестоких сцен явно не пришлась астраханцам по вкусу. В своих анкетах они в массовом порядке поставили ей "неуд", исключив из числа претендентов на фестивальные награды.
Надо сказать, что массовый зритель - главное действующее лицо на фестивале. Его мнению доверяют, к нему прислушиваются. А он, этот самый зритель, вопреки расхожим представлениям о своем "неразвитом" вкусе продемонстрировал похвальную точность оценок. Так, лучшими фильмами киносмотра, по версии астраханцев, стали грустная и смешная лента "Колька-перекати поле" опытного режиссера Николая Досталя и лирическая комедия "Слушатель" молодого Владимира Зайкина. Они же поделили главный приз фестиваля "Улыбнись, Россия".
Профессионалы из экспертного совета во главе с народным артистом России Всеволодом Шиловским таким выбором народа остались вполне довольны, присовокупив к этому решению еще и ряд своих наград. Например, лучшим комедийным актером они посчитали Александра Панкратова-Черного, блеснувшего в фильме Владимира Потапова "Продается дача". А лучшей актрисой назвали Алису Гребенщикову, дочь знаменитого рок-музыканта, которая доказала, что ее давно следует воспринимать как самостоятельную творческую единицу - Алиса ярко сыграла три непохожие роли сразу в трех фестивальных фильмах: "Тайский вояж Степаныча", "Человек в футляре" и "Бриллианты для Джульетты". Лучшим продюсерским проектом эксперты посчитали фильм Рената Давлетьярова и Александра Котелевского "От 180 и выше". Алла Сурикова от себя лично наградила абсурдистскую комедию "Человек в футляре" дебютантки Элины Суни, вручив ей президентский приз. Кинопрессе, аккредитованной на фестивале, глянулся фильм "Попса".
Судя по обилию призов, дела на комедийном кинофронте идут совсем неплохо. Хотя есть и нюансы, которые корреспондент "Труда" обсудил с мастерами комедии сразу после торжественной церемонии закрытия фестиваля.
- Комедия, безусловно, жива, - говорит драматург и политик Мария Арбатова. - Я бессменный участник этого славного кинористалища. Как только мне звонит Алла Сурикова я, подобно оловянному солдатику, начинаю паковать чемоданы и оказываюсь тут как тут. Могу засвидетельствовать: еще шесть лет назад комедия была в полной коме. Сурикова тогда собирала и показывала в основном вполне серьезные фильмы, в которых изредка встречались проблески юмора. На нынешнем фестивале мы посмотрели уже порядка 30 комедийных фильмов, снятых за последний год. Это огромный прогресс. Конечно, возникает вопрос творческого уровня этих лент. Не скрою, есть и неглубокие комедии, и пошловатые, и несмешные. Но согласно всем законам диалектики, количество со временем должно перерасти в качество.
- У нас для расцвета сатиры и юмора сегодня есть все условия, - вторит Марии Арбатовой популярный актер и телеведущий Илья Олейников. - И главное из них - огромное количество проблем, которые требуют осмеяния. Над чем, например, могут смеяться шведы - при их-то уровне жизни? А у нас какой социальный вопрос ни копни - просто обхохочешься. Россия в этом смысле - просто клондайк острых тем, этакое непаханое поле. Я надеюсь, что эту целину мы будем поднимать всем сатирическим миром.
- На нынешнем фестивале, - соглашается с коллегами актер Леонид Ярмольник, - довелось посмотреть немало фильмов, которые в лучшем случае вызывают улыбку. Лично мне не хватило лент, которые могут поменять жизнь к лучшему. Раньше такие фильмы были. Теперь их нет. Буду ждать...
- Когда в Америке был кризис, - подводит итоги разговора Алла Сурикова, - Рузвельт обратился к нации с призывом: "Смейтесь, черт вас возьми!" Америка засмеялась и потому выжила. Мы смеемся, а значит, непременно выживем и мы.