ОТНЯЛИ ШКОЛУ

С 1 сентября ученики поселка Краснолесье ходят в школу, которой нет. Их учат преподаватели, которым не платят зарплату. Так чиновники от образования экономят деньги регионального бюджета.

Поселок на стыке Нестеровского, Озерского и Гусевского районов - отнюдь не медвежий угол. Лесхоз и карьер дают местным работу, алкоголизм и тунеядство - это не про них. Выпускники поселковой школы поступают в ведущие вузы, среди преподавателей есть даже кандидаты наук, влюбленные в свое дело и свой край.
Школа пала жертвой реструктуризации. После того как образовательные учреждения перешли на баланс региональных бюджетов, их финансирование сокращается. Вот что рассказала начальник управления образования администрации МО "Нестеровский городской округ" Татьяна Синцова:
- Чтобы уложиться в объем финансирования 2006 года, руководителям школ предложили подумать о реструктуризации - либо понижение статуса, либо присоединение в качестве филиала к какой-либо школе, либо сокращение расходов. Многие школы сократили ставки, доплаты, в том числе за классное руководство, за проверку тетрадей. Некоторые педагоги добровольно отказались от выплаты за государственные награды, в том числе за звания заслуженного учителя, отличника народного просвещения. А Краснолесьенской школе уже в прошлом году не хватало на зарплату 200 тысяч рублей, и мы вынуждены были взять деньги у других. В этом году стало ясно, что денег на зарплаты не хватит.
Областное министерство образования решило оставить тут только начальные классы. Вопреки желанию жителей поселка, которые в августе проголосовали за сохранение статуса школы.
- Зачем обрекать детей на каждодневные мытарства, связанные с дальней дорогой? - спрашивает Галина Кривошеева, учительница Краснолесьенской школы. - В прошлом году в соседней школе автобус сломался и простоял до февраля. Где гарантия, что наши дети смогут посещать школу?
Перед началом учебного года родители уведомили районное управление образования Нестеровского района и дирекцию школы о том, что их дети с пятого по восьмой классы переходят на самообразование. Хотя на самом деле продолжают ходить в свою школу, на уроки к своим педагогам, которым уже не платят зарплату.
Каким будет конец этой истории? Родители подали судебный иск о незаконности расформирования школы в Краснолесье. В районном суде они дело проиграли. Но областная прокуратура поддержала школу и направила соответствующее представление в областное министерство образования. Но чиновники не спешат исправлять свои ошибки.
Теперь дело за областным судом. Если родители и там проиграют процесс, то многие семьи встанут перед выбором: либо отправлять детей к родственникам в Калининград и другие города, либо самим куда-то переезжать. И это в то время, когда область зазывает переселенцев из других регионов страны и зарубежья. Ну не абсурд ли?
НАШ КОММЕНТАРИЙ
За последнее десятилетие в нашей стране закрылось 6 тысяч школ - такую цифру называет президент Всероссийского фонда образования доктор педагогических наук Сергей Комков.
Первыми под каток всевозможных новаций попадают сельские малокомплектные школы: их содержание обходится недешево, а учеников там немного. Выгоднее перевести их в какую-нибудь крупную школу под благовидным предлогом: там выше качество обучения. А что детям до нее семь верст киселя хлебать - чиновников не смущает.
"Реструктуризация - это не закрытие", - утверждают в минобразования. Но так в их теории, а на практике - именно закрытие. Все новации, которые предлагает министерство, рассчитаны на экономию средств. Последнее - так называемое подушевое финансирование - означает одно: чем больше учеников в школе, тем больше ей достанется денег. Малокомплектные школы, где до 50 учеников, должны либо нищенствовать, либо закрываться.
Спрашивается, почему в то время, когда федеральный бюджет лопается от нефтедолларов, на сельских школах вешают замки, потому что там нет денег на зарплату учителям? Оказывается, с принятием 122-го Федерального закона (о перераспределении полномочий между федеральным центром и регионами) правительство страны сняло с себя заботу о школах. Финансирование легло на региональные бюджеты. Области выкручиваются кто как может, экономя на школах. Никто не думает о последствиях. Ясно же, что с потерей школы можно ставить крест на селе. Оно уже никогда не будет перспективным. Невозможно поднять сельское хозяйство, если нет молодых кадров.