Мы стоим на крутом волжском берегу у подножия Сокольих гор. На другой стороне реки синеют Жигули. Волга недавно покрылась льдом, но здесь, на крутом повороте русла, сильное течение и много промоин, над которыми клубится туман.
- Барка затонула невдалеке от берега, вон там, под обрывом, - показывает Евгений Бажанов.- Обнаружил я ее летом, когда плавал здесь и изучал речное дно.
Вместе с аквалангистами из местного клуба подводников Евгений до мелочей изучил неведомое судно. Есть точные размеры барки, ее описание, рисунки, подводные снимки, на днях завершена работа над фильмом. Длина речного корабля - двадцать пять, ширина - восемь, высота - около двух метров. Толстые доски скреплены коваными гвоздями и хорошо сохранились под слоем ракушек. Купеческий корабль перевозил зерно, соль и прочие грузы. Построен он предположительно в первой половине XIX века. Причем именно это судно необычной конструкции. Обычные барки имели плоское дно и строились в расчете на одну навигацию. А у обнаруженного судна борта трехслойные - повышенной прочности. Его построили на десятилетия.
Бажанов сравнил свою находку с той баркой, что тянут бурлаки на картине Репина, и поразился сходству. Тогда и возник вопрос: уж не она ли нашла последний причал у подножия Сокольих гор? Как известно, Илья Репин работал над картиной в начале восьмидесятых годов XIX века, жил в то время в Ширяеве. Затонувшее судно наверняка не раз проходило мимо села, ведь именно правым, внутренним берегом огромной волжской дуги бурлаки тянули суда против течения.
Летом в ширяевском филиале областного художественного музея имени Репина бывают десятки тысячи туристов. Поэтому Бажанов и предлагает поднять и установить судно именно в Ширяеве, где написаны "Бурлаки на Волге".
- Это потрясающе интересная находка, - говорит директор Самарского областного художественного музея Галина Рябчук. - Насколько мне известно, подобного экспоната почти двухвековой давности нет нигде...
Заместитель генерального директора пароходства "Волготанкер" Владимир Пермяков - крупнейший специалист по судам разных эпох, член редколлегии, работающей над созданием энциклопедии речного флота России, разделяет мнение об уникальности находки. По его словам, поднять барку и поставить на постамент для специалистов не представляет особой проблемы. Но следует учесть, что эта работа тонкая, судно нужно поднимать, как "в ладошке", чтобы не развалилось на части.
- Я готов найти специалистов, которые смогут выполнить эту операцию, - сказал мне Владимир Васильевич.
Все это, естественно, будет стоить денег. Да и сама барка, как бы хорошо она ни сохранилась, наверняка будет нуждаться в реставрации. Необходимую для таких работ сумму назвать мне никто не смог. Но, по мнению специалистов, это могут быть не только бюджетные деньги. Если идею поддержит областная власть, не останутся в стороне, как считает Бажанов, и самарские бизнесмены, и обычные горожане, которым дорога история и культура родного края.