Гарик Сукачев: «Я говорю жене, что я звезда рок-н-ролла, а она — мне: «Вынеси мусор!»

Музыкант дал интервью «Труду» в Нью-Йорке во время фестиваля

Под занавес юбилейного, 10-го фестиваля «Неделя российского кино в Нью-Йорке» знаменитый российский рокер и кинорежиссер показал свой фильм «Дом Солнца». Музыкант признался «Труду», что влюблен в молодое поколение российских актеров.

— В вашей музыке столько сумасшедшего драйва — как случилось, что вам оказалось мало этого способа самовыражения и вы обратились к кино? Не скрывается ли за этим внутренний конфликт?

— Уверяю вас, никакого внутреннего конфликта. Так сложилась жизнь, что я по образованию — театральный режиссер, ставил кое-что в театре. Но потом разлюбил его и влюбился в кино. Окончательно понял это ровно тогда, когда мой старший товарищ и друг Александр Наумович Митта в 1986 году пригласил меня сняться в его фильме «Шаг» с Комаки Курихарой и Леонидом Филатовым. Так я попал в этот волшебный мир и понял, что пропал… Хотя началось это намного раньше. Живя в ближайшем Подмосковье, я с самого раннего возраста мог наблюдать за съемочным процессом киностудий, которые каждый год снимали у нас «на натуре» свои фильмы. Так мне посчастливилось видеть съемки «Железного потока», «Анны Карениной», присутствовать на всех трюковых съемках «Итальянцев в России». Я стоял рядом с Андреем Мироновым и сверлил его глазами! Для меня он был небожитель: красавец в белоснежном костюме. В перерыве между съемками он как-то зашел в наш сельский магазин купить «по случаю» завезенные сигареты «Мальборо»… И вообще, почему мы забываем, что Чарльз Спенсер Чаплин был не только замечательным композитором, писавшим музыку для фильмов (и эта музыка пре-кра-сна, говорю вам как музыкант!), но и великим художником кино, режиссером и актером?

— Ваш фильм «Дом Солнца» — ностальгический взгляд в прошлое, картина о поколении хиппи. Но насколько важна история «детей цветов» для сегодняшнего молодого поколения?

— Я не питаю иллюзий. И я ничего не снимал о хиппи, честное слово. Это история любви, которая произошла между мальчиком и девочкой. О той первой любви, которая вспыхивает на Земле каждую секунду. При этом я не могу не согласиться, что образ свободных длинноволосых людей, которых я впервые встретил совсем ребенком, в 12-летнем возрасте, действительно был очаровательным. Это были необыкновенно красивые ребята и девушки, проповедавшие любовь. Они повлияли на мою жизнь, на мои духовные поиски, на мои поиски Бога… Рассказанная история любви на фоне движения хиппи не может не заинтересовать и современную молодежь, так как во все времена важны любовь, самоотречение, желание добра. Мне хочется в это верить, честное слово.

— Почему в фильме не звучит ваша музыка?

— Потому что действие происходит в 1974 году, и мне было тогда 15 лет. Так что в этом фильме я не вижу своей музыки никак. Тогда понятия «русский рок» не существовало. Вообще слова «рок» еще не существовало. Была «бит-музыка». По крайней мере у нас в Советском Союзе. Слово «рок» я впервые услышал ближе к концу 1970-х. Это была западная музыка в основном, и англоязычная прежде всего. Так что музыкальная палитра в моем фильме состоит из творчества других музыкантов, наших и зарубежных. Если говорить о группе «Машина времени», то в «Доме Солнца» звучит их настоящий саунд-трек 1974 года. Кстати, в роли Андрея Макаревича у нас снимался его сын Иван Макаревич. В роли Евгения Маргулиса снимался его сын Данила Маргулис. В роли клавишника — мой сын.

— Но в роли Высоцкого — не его сын, а вы сами.

— Да, хотя Никита Высоцкий тоже имеет отношение к этой роли. Мы долго не могли этот эпизод озвучить. Голос, который вы слышите, — это мой «черновой» голос, который предполагалось переписать. Приглашались несколько замечательных актеров. В том числе и Алексей Булдаков, которого знают прежде всего по комедийным ролям. Мало кто в курсе, что Владимир Семенович Высоцкий скончался, когда работа над картиной «Место встречи изменить нельзя» была еще не завершена, и оставшуюся часть озвучания за Высоцкого провел Булдаков. Но никто не различает их голоса — так великолепно он озвучил. К сожалению, когда Булдаков пришел ко мне на картину, у нас долго ничего не выходило. Пробовались еще четыре актера. В итоге я показал четыре варианта звука продюсерам — и свой, пятый, на всякий случай. И продюсеры сказали: «Твой вариант, Гарик, самый лучший». Я не поверил. Пригласил сына Владимира Семеновича, который у меня в фильме играет адмирала — отца главного героя. И Никита тоже повторил: «Ты очень похоже воспроизводишь». На том и порешили.

— Расскажите о вашем главном герое — златокудром парне по имени Солнце, у которого, как говорят, был прототип — основатель московской общины хиппи Юрий (Солнышко) Бураков.

— Сперва вообще хочу сказать добрые слова о той плеяде ярких молодых актеров и актрис, пришедших в наш кинематограф. Лет восемь назад творческих индивидуальностей подобного калибра насчитывались единицы. Я их намеренно погрузил в культуру того времени и предложил проехать из Москвы в Питер так, как ездили мы, «на собаках», то есть на электричках, без денег. А до этого они выступали на Арбате, собирая деньги на еду. Дорога заняла сутки. И за это время они все сдружились… Я окружил их музыкой того времени, мы смотрели и обсуждали старые документальные ролики, фильмы. По сути, мне потом оставалось только включить камеру и за ними наблюдать… Вообще молодость прекрасна… (Нарочито завистливо вздыхает.) Что касается главного героя: так как у меня был долгий подготовительный период, и я несколько раз запускал картину, а потом в какой-то момент «вставал», то поиски актера на роль Солнца растянулись на годы. У меня много ребят пробовалось. Между прочим, один из них — парень, потрясающе сыгравший главную роль в фильме «Как я провел этим летом», — Григорий Добрыгин. Он получил за своего стажера Павла на кинофестивале в Берлине «Серебряного медведя». Со Станиславом Рядинским он даже физиогномически похож. Замечательный актер, он так хотел у меня сыграть, что согласился участвовать в массовке — среди всей этой длинноволосой хиппующей молодежи… Ну что я мог поделать: когда пришел Станислав, очень молчаливый актер из театра «Ленком», поразительно напоминающий юного Клинта Иствуда, я выбрал его.

— Поделитесь вашими дальнейшими задумками.

— У меня снова появилось предложение поставить что-то в театре. Пока я это обсуждаю. Возможно подписание контракта в январе… Что касается кино, то планы пока очень умозрительные. Знаю, что это будет мейнстримовое кино, а значит — дорогое. А пока от нечего делать занимаюсь еще одной своей любимой фишкой — играю на электрогитарах. (Смеется.)

 — Будет ли показан «Дом Солнца» в кинотеатрах Западной Европы, Америки, Азии?

— Вполне возможно. Но давайте отнесемся к этой перспективе как к неким слухам, потому что я не могу сейчас сказать ответственно, как это будет происходить. Знаю обо всем со слов продюсеров. Картину финансировала не в полной мере, но и не в маленькой, кинокомпания «XXth Century Fox». И сегодня, я знаю это наверняка, ведутся переговоры о прокате фильма в Западной Европе. В частности, я узнал перед отлетом сюда, в Нью-Йорк, что объявились немецкие компании, которые хотят прокатывать этот фильм в Германии, и что есть компания, как я понимаю, тоже немецкая, которая намеревается показать фильм в Индии. Но произойдет это или нет, я не знаю. Но если произойдет, я буду рад. Я скажу своей жене: «Вот ты все время меня считаешь неудачником, а меня, между прочим, в Индии смотрят!» И не смейтесь, это правда. Я говорю своей жене: «Я звезда рок-н-ролла!» А она в ответ: «Давай, неси шкаф» или «Вынеси мусор»…

— Сегодня, в день фестивальной премьеры вашей рок-н-ролльной картины в Нью-Йорке, рок-н-ролл как символ очень уместен. Потому что всего в нескольких кварталах от нас, вверх по Вест-Сайду, в Центральном парке, на Земляничной поляне, уже тысячи людей со свечами собрались, чтобы почтить память Джона Леннона, погибшего ровно 30 лет назад у своего дома, тоже совсем рядом отсюда.

— Действительно, ну очень странное совпадение. Почему? У меня нет ответа. Знаю, что сегодня я обязательно буду там, среди тысяч людей на Земляничной поляне. И сегодня мы смотрели картину, которая так или иначе с рок-н-роллом связана. Это прикольно, это крайне необычно… Я сентиментален, простите.