Многое зависит от напарника

Когда на кабине лифта можно прокатиться в рабочее время

«С детства лифтов боялся, поэтому и решил пойти в электромеханики», — смеется Александр Жуков. Сразу и не поймешь: шутит он или впрямь так и было. Ему подыгрывает брат-близнец Михаил. Он на пять минут младше, и вместе они, конечно, — гремучая смесь. Им всего по 19 лет — мальчишки совсем. Но когда разговор заходит о работе, откуда что берется — вдумчивые, рассудительные, специальными терминами так и сыплют. «Из парнишек будет толк», — говорят старшие коллеги.

С электромеханиками по лифтам братьями Жуковыми мы назначили встречу в их альма-матер — электромеханическом колледже № 55, где проходил окружной этап конкурса профессионального мастерства. В знании теории и практики состязались лучшие электромеханики всех филиалов «Мослифта». Победитель потом будет представлять предприятие на городском конкурсе «Московские мастера».

Здесь классно!

Александр и Михаил пока только присматриваются к профессионалам — теорию они, разумеется, знают, а вот практики еще маловато. Чувствуется, что заводила в этом тандеме Александр. Оно и понятно — старшенький.

— И кто же надоумил вас поступать в электромеханический колледж? — спрашиваю ребят.

Александр Жуков: — Сами решили. Правда, изначально мы пошли на разные специальности. Я — на электромеханика по лифтам, а Миша — по автомобилям. Я попал еще на практике в филиал СУ-15 «Мослифта», там меня очень хорошо приняли, коллектив дружный, зарплата достойная, соцпакет — все как положено. И по окончании я сразу пришел в «Мослифт», а он некоторое время поработал в Мосгортрансе. Но там как-то не сложилось у него — и по заработной плате, и по отношению в бригаде. В общем, тоже к нам пришел.

— Когда езжу в метро, с завистью наблюдаю, как растет зарплата машинистов электропоездов. А у вас?

А.Ж.: — У нас зарплата отличная, для молодого специалиста — просто супер. А сейчас у меня третий разряд. Миша пока аттестуется, поэтому он чуть меньше получает.

Михаил Жуков: — В метро вредность большая. И берут туда в первую очередь тех, кто в армии отслужил. Я тоже сначала хотел в армии отслужить, но нас мама одна воспитывает — не получилось. Сейчас работаю стажером, и те полгода, что идет обучение, которое оплачивает «Мослифт», самостоятельно работать не имею права. Курсы, кстати, в родном колледже проходят. Здесь действительно классно. Когда учились, музыкой начали заниматься. Сейчас играем с братом в одной группе. Я — гитарист, он — ударник. Поем свои композиции, сами музыку сочиняем, слова пишем. Это легкий рок. Песни о чем? О любви, конечно.

— Из классиков рока кого слушаете?

М.Ж.: — Scorpions, Metallicа, Black Sabbath. Оззи Осборн forever!

— И в компьютерные игры, значит, некогда вам играть?

А.Ж.: — Да было все это: и Counter-Strike, и другие, но со временем надоело. Ненавижу долго сидеть за компом. Компьютер можно использовать и для других целей.

Первый выход

— Устранить поломку лифта — это все равно что пациенту правильно диагноз поставить и вылечить? А если ошибешься?

А.Ж.: — Помню, когда первый раз в шахту лифта посмотрел, были непередаваемые ощущения. А первый самостоятельный выход? До сих пор, как вспомню, дух захватывает! Но со временем появилась уверенность, исчезли лишняя суета, нервозность.

— В общем, профессионалом себя почувствовал?

А.Ж.: До профессионалов еще далеко, а вот мужиком себя почувствовал. С момента поступления в колледж мечтал покататься на кабине лифта — такая детская мечта была.

— Как в боевиках? Но по технике безопасности ведь нельзя, наверное?

А.Ж.: Пассажирам лифта категорически запрещено, да и благодаря установке устройств безопасности невозможно. Но нам иногда по работе это необходимо.

— Свой дальнейший карьерный рост уже наметили?

М.Ж.: Учимся в строительном университете МГСУ на вечернем отделении. Сначала разряд нужно повысить, а потом можно в бригадиры, прорабы.

— Думаете, прокормит эта профессия?

А.Ж.: — Конечно, это ж лифты, они везде и всегда будут.

— А в жизни электромеханика может пригодиться?

М.Ж.: — Всю электрику и механику знаем, любые кабели протянуть сможем. Интернет, например, провести.

А.Ж.: — Обои клеить мы, конечно, не очень, но если надо будет, научимся.

Вместе на работу, вместе с работы

— Что больше дает в профессиональном плане: теория или практика?

М.Ж.: — Практика очень важна, но ведь и без теории тоже никуда. Теория дает основу. Когда ты приходишь на работу, ты хотя бы представляешь, что от тебя хотят.

А.Ж.: — Поначалу от нас никто не требует сверхзнаний, понимаешь только, как механизмы работают, этому в колледже учат и на практике. В общем, не нулевой приходишь, а потом многое зависит от напарника. В бригаде два человека — так положено по технике безопасности. Получается, бригадир — главный, а второй — его помощник. Вот у меня бригадир Юрий Нелюбов. У нас с ним сразу сладилось, еще когда я практику проходил.

— Чего обычные люди о лифтах совсем не знают? Например, может кабина рухнуть вниз?

А.Ж.: — Трос может оборваться, но чтобы кабина рухнула вниз — это практически невозможно, там заложен десятикратный запас прочности и безопасности. По опыту знаю, что многие просто переоценивают собственные силы: пытаются самостоятельно открыть лифт. И тем самым нарушают технику безопасности — и просто ломают оборудование.

— А что же, если застрянешь, лучше ждать у моря погоды?

А.Ж.: — Связаться с диспетчером и ждать. Кстати, время освобождения пассажира не более 30 минут. Так что лучше не рисковать.

— Современное оборудование очень быстро морально устаревает. Это и к лифтам относится? У нас в основном отечественные модели?

А.Ж.: — На моем участке пять марок, и они все отечественные.

М.Ж.: — Технологии развиваются быстро, и новые модели, конечно, появляются, но замене они подлежат, когда выработают свой ресурс, через 25 лет. Тем более что в процессе эксплуатации мы проводим регулярные текущие ремонты, плановые технические осмотры, в ходе которых устраняются неполадки.

— Если помечтать, вы хотели бы работать в одной бригаде?

А.Ж.: — Сейчас нет, потому что мало опыта. А вот лет пять пройдет, и тогда да. Здорово будет: вместе на работу, вместе с работы. Пообщаться есть о чем. И с музыкой, может, что-то получится.

Компетентно

Евгений Титаренко, генеральный директор МГУП «Мослифт»

— Несмотря на то, что система подготовки профессиональных кадров у нас создавалась многими десятилетиями и заложена в ДНК нашего предприятия, ситуация со специалистами сложная. Сегодня опытные лифтовики озабочены тем, что сейчас на рынок вместе с профессиональными лифтовыми предприятиями, имеющими многолетний опыт работы и высококвалифицированный, аттестованный персонал, приходят фирмы, не имеющие ничего за душой, кроме желания получить быструю прибыль. Несовершенство нормативной базы, отсутствие четких критериев отбора на тендерах приводят к тому, что часто выигрывает та компания, которая предложит самую низкую цену.

В результате проигрывает житель. Не имея обученного персонала, современных технических средств, такая фирма не обеспечит проведения всего комплекса регламентных работ и надлежащего техобслуживания лифтового оборудования, что неизбежно приведет к сбоям в работе.

И, к сожалению, к несчастным случаям.