Большая перемена

ВВЦ готовится к самой масштабной за всю историю перестройке

За 73 года существования у гигантского выставочного центра на северо-востоке Москвы было много перемен. Выставка сменила имя: сначала с ВСХВ на ВДНХ, потом — на ВВЦ. Расширилась ее территория, одни павильоны строили, другие демонтировали, третьи переименовывали. Сейчас ВВЦ готовится к очередным переменам — пожалуй, к самым большим за всю свою историю.

Как все начиналось

Всесоюзная сельскохозяйственная выставка открылась 1 августа 1939 года — после того как несколько раз были сорваны сроки сдачи объекта. За плохую работу и безответственность ее архитектор Вячеслав Олтражевский (между прочим, автора московских высоток) был сослан в Воркуту. Главным архитектором ВСХВ назначили автора генерального плана Москвы 1935 года Сергея Чернышева.

Открывшаяся наконец выставка включала в себя 250 строений, каскад прудов, парки и занимала площадь 136 га. В самом начале войны объект был закрыт, многие экспонаты эвакуированы. Вновь выставка заработала не скоро: в 1954 году, после четырехлетней перестройки. Руководил реконструкцией знаменитый монументалист Евгений Вучетич. Площадь выставки увеличилась до 207 га, а павильоны стали напоминать дворцы и храмы.

Вскоре Совет министров СССР принял постановление об объединении сельскохозяйственной, промышленной и строительной выставок в единую Выставку достижений народного хозяйства. Почти одновременно была переименована и станция метро, которая до сих пор называется «ВДНХ».

Но после этого выставка работала недолго: в 1963-м было принято решение о ее очередной перестройке. Теперь павильоны расположили по отраслевому принципу. Но в 1967 году обнаружили, что это нарушило архитектурную целостность ансамбля ВДНХ, и снова затеяли реконструкцию.

Больше 20 лет выставка не подвергалась серьезным изменениям, лишь время от времени исчезали отдельные павильоны — например, любимое многими москвичами кафе «Мороженое». А в 1992-м ВДНХ была переименована в ВВЦ, павильоны сдали в аренду под склады и ларьки. Постепенно выставка пришла в плачевное состояние...

Что же будет с ВВЦ

В 2009 году руководство ВВЦ впервые объявило о необходимости глобальной реконструкции всего пространства выставки со всеми находящимися на ней постройками. И через пару лет появился подробный план развития выставки. В рамках комплексной реконструкции планировался снос зданий раздела «Новое в деревне», созданного в 1939 году. А строительство новых объектов должно было развернуться на площади 52 га за пределами ВВЦ — в основном на территории природно-исторического парка «Останкино». Стоить проект должен был 2 млрд долларов, а закончить реконструкцию планировалось в 2034 году.

В общем, неудивительно, что проект вызвал огромное недовольство со стороны историков архитектуры и общественности. И судьба развития выставки снова оказалась под вопросом.

По словам заместителя мэра по вопросам имущественно-земельных отношений Натальи Сергуниной, будущее ВВЦ определится в 2013 году. До конца этого года столичные власти намерены утвердить план возможного редевелопмента исторической площадки. После этого будут определены новая концепция ее развития и источники финансирования. Надо заметить, что Наталья Сергунина одновременно является председателем ОАО «ГАО ВВЦ», так что интересы города и ВВЦ при нынешней реконструкции должны совпасть полностью.

Кстати, 70% уставного капитала «ГАО ВВЦ» контролирует правительство РФ, а 30% принадлежит Москве. Что касается финансирования реконструкции, то сейчас рассматриваются разные источники: помимо государства в нем могут участвовать частные инвесторы.

Транспортный вопрос

Вот-вот должен решиться и вопрос с транспортом в районе ВВЦ. Как выяснилось, именно в это упираются многие проблемы, связанные с реконструкцией.

Нынешнюю ситуацию с транспортом надо менять, ведь существующая инфраструктура уже сегодня работает на пределе своих возможностей. И ее явно недостаточно для обслуживания обновленного центра. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, «улично-дорожная сеть не в состоянии принять на себя всю нагрузку». Ситуация должна проясниться после утверждения проекта строительства Северо-Восточной хорды и участка Третьего пересадочного контура метро. В районе ВВЦ планируют в основном развивать наземный транспорт.

Заместитель председателя Москомархитектуры Андрей Антипов считает, что один из вариантов организации транспортной схемы ВВЦ — это запуск шаттлов и дополнительных линий наземного общественного транспорта, которые должны связать центр со станциями метро и Малого кольца железной дороги. Сейчас идет его реконструкция, а в 2015 году МКЖД должно заработать в качестве дублера Кольцевой линии метрополитена.

Новая жизнь монорельса

Один из самых амбициозных проектов Юрия Лужкова, знаменитый монорельс, расположенный поблизости от ВВЦ, открылся восемь лет назад, 20 ноября 2004 года. На его строительство из бюджета города было выделено 200 млн долларов. Из бюджетных денег спонсируется и содержание монорельса. Оно обходится Москве в чудовищную сумму — 1 млрд рублей в год, а пользуется этим видом транспорта совсем немного людей — до 12 тысяч в день. Это совершенно нерентабельно.

По словам первого заместителя руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Евгения Михайлова, проектировка монорельсовой дороги оказалась неудачной. Проект с самого начала был убыточным и на разгрузку транспортной системы в районе не влиял. Поэтому московские власти задумались: а не демонтировать ли совсем монорельсовую дорогу?

Однако буквально на днях было принято другое решение. Власти Москвы официально объединили в единую транспортную систему московский метрополитен и монорельс. Согласно постановлению, которое утвердил мэр города Сергей Собянин, все виды проездных билетов метрополитена (за исключением пока лишь банковских карт с транспортными приложениями) с 1 января 2013 года будут действовать и на монорельсовой дороге.

При этом отмечается, что пересадка со станций метро «ВДНХ» и «Тимирязевская» на станции монорельса «Тимирязевская» и «Выставочный центр» будет учитываться при использовании проездного билета как одна поездка, если с момента прохода в метро до момента входа на станцию монорельса или наоборот прошло не более 90 минут.

Наше досье

На территории ВВЦ площадью в 240 га сейчас расположено около 70 павильонов (часть из них не работает), парк развлечений, административные здания, рестораны, кафе и прогулочные зоны.

Наибольшую историческую ценность представляют павильоны «Армения», «Кыргызстан», «Беларусь». Изначально, в 1954 году, «Армения» была построена как «Сибирь». Сибирская тема прослеживается и в скульптурах крепких молодых людей, венчающих колонны павильона, и в росписи главного зала, где изображен романтический сибирский пейзаж. В 1959 году павильон переименовали в «РСФСР — Промышленность» , а в 1964-м — в «Угольную промышленность». В 2003 году павильон передали торгово-выставочному центру Армении, который размещается там по сей день.

«Кыргызстан» же в момент окончания строительства назывался «Эстонская ССР». Павильон украшал мраморный портик, майолика и природный камень на фасаде. Фасад украшен также барельефами на сельскохозяйственную тему. В 1963 году здание было переименовано в «Биологию», а в 2009-м здесь открылся торгово-выставочный центр Киргизской республики.

Павильон «Беларусь» и в момент открытия в 1954 году «принадлежал» Белоруссии. Более того, он был построен на месте старого павильона «Белорусская ССР» (1939 год). Но в 1963-м здание решено было посвятить электротехнике. Однако в 2000-м оно снова стало «белорусским». Этот павильон — один из самых заметных на ВВЦ. Его украшает двойная колоннада, обвитая гирляндой из майолики с национальным белорусским орнаментом. За колоннадой — дворик, выложенный керамической мозаикой. Венчает здание бельведер с позолоченной скульптурой «Белоруссия».

Хочется верить, что в процессе реконструкции эти и другие знаменитые объекты ВВЦ останутся в целости и сохранности.