Главная Культура 00:06 20 Декабря 2013 4531
Конкурентов у «Мосфильма» нет ни в России, ни в Европе

С чем встречает лучшая киностудия страны 90-летие? Рассказывает ее генеральный директор Карен Шахназаров

Леонид Павлючик, обозреватель "Труда"

Легенда начиналась так. В ноябре 1923 года на базе кинофабрик Александра Ханжонкова и Иосифа Ермольева был создан «Москинокомбинат». А в начале января 1924 года на экраны страны вышел первенец — фильм «На крыльях ввысь». К этому событию и решено было приурочить официальную дату рождения киностудии, переименованной впоследствии в «Мосфильм».

Карен Георгиевич, как будете встречать юбилей? Грандиозными концертами, громкими премьерами?

— Никаких концертов точно не будет. Пригласить поп-звезд, потратить кучу денег, а зачем? Конечно, по каналу «Культура» идет цикл передач с показом лучших лент «Мосфильма», в клубе «Эльдар» состоится вечер, посвященный киностудии, — и этого, считаю, довольно. Что касается ретроспектив, то на отечественных и международных фестивалях программы мосфильмовских картин идут постоянно, независимо от юбилея. Советское кино, которое имело свое лицо, свою эстетику, сегодня вызывает огромный интерес у специалистов во всем мире.

— А почему бы к юбилею «Мосфильма» не показать, к примеру, новую работу Никиты Михалкова «Солнечный удар», которая наверняка вызвала бы ажиотаж?

— Да, Михалков отчасти снимал «Солнечный удар» на «Мосфильме», но права на картину принадлежат студии «ТРИТЭ». А у Никиты Сергеевича как у создателя и владельца фильма, полагаю, свои планы, где и когда показывать картину. Тут надо отдавать себе отчет, что «Мосфильм» советской поры и «Мосфильм» сегодняшний — во многом разные студии. Раньше государство давало деньги на производство картин большим киностудиям — тому же «Мосфильму», «Ленфильму». Сегодня оно дает их частным продюсерам, владельцам собственных компаний, которые вправе снимать кино на какой угодно базе и самим распоряжаться судьбой своих картин.

— И что в таком случае представляет из себя «Мосфильм» сегодня?

— «Мосфильм» сегодня — это производственная кинофабрика. Современная, мощная, оборудованная по последнему слову техники, обладающая всеми новейшими технологиями, в том числе компьютерной графикой. Подчеркну: это единственная в стране рентабельная кинокомпания. При этом «Мосфильм» в последние десятилетия реконструировался, модернизировался полностью на свои средства. Мы не только не брали и не берем у государства ни копейки, но исправно платим в казну налоги. Сегодня наш киноконцерн хорошо загружен, все павильоны (а их у нас 14) расписаны на год вперед.

— Но в них снимаются преимущественно сериалы...

— Да, в последние годы «Мосфильм» все больше смотрит в сторону телевидения. У нас снимаются популярные передачи, сериалы — например, телефильм «Убить Сталина» почти целиком снят на «Мосфильме», в декорациях — «Старая Москва». Это реальность нынешнего времени: сериалы становятся масштабнее, красочнее, их создателям нужны дорогие павильоны, сложные декорации. А наше преимущественно малобюджетное кино (известно, что затраты на весь российский кинематограф сопоставимы с бюджетом одного голливудского блокбастера) с появлением цифровых технологий все чаще уходит в интерьеры, снимается на натуре. Не вижу трагедии. Главное — в стране есть современная, мощная, самоокупаемая кинобаза, одна из лучших в мире и точно лучшая в Европе.

— Вы не преувеличиваете, Карен Георгиевич?

— Ничуть. Когда 15 лет назад я стал директором «Мосфильма», студия лежала в руинах. Никого в этом не обвиняю, но такова была данность. И я поставил тогда перед собой и моими коллегами амбициозную задачу — сделать лучшую студию в мире. Не вторую, не третью, а именно лучшую. Сегодня эта задача во многом выполнена. Об этом говорят зарубежные гости «Мосфильма», да и я по миру поездил. Единственная студия, которую я оценил бы как сопоставимую с нашей, — это «Уорнер Бразерс» в Лос-Анджелесе. У них павильонов побольше. А по «начинке» у нас паритет. Но им все-таки легче, у них климат другой. В Лос-Анджелесе в январе — плюс 20, а нам в это время надо со снегом и льдом на крышах бороться, павильоны отапливать:

— Вернемся к родным осинам. Год назад вы обмолвились, что не верите в возрождение «Ленфильма». С тех пор там появился новый менеджмент, наметились обнадеживающие тенденции. Вы не поменяли точку зрения?

— Я с большой симпатией отношусь к людям, которые пытаются там что-то изменить, но как не верил, так и не верю в возрождение «Ленфильма». Я не думаю, что «Ленфильм» вообще надо возрождать. Не могу понять, какие задачи будет решать киностудия, на что будут потрачены усилия и средства, какая техника будет закупаться, какие цеха будут реконструированы и построены? Ясной концепции на этот счет нет. Тем более что с переходом на цифровые технологии большие киностудии во всем мире стали испытывать и большие проблемы. К примеру, простаивают или закрываются лаборатории по обработке пленки — мы это уже чувствуем по себе. И государство тем не менее недавно выделило «Ленфильму» деньги. Не очень, правда, понятно, почему «Мосфильм» 20 лет их не получал и все-таки сумел модернизироваться.

— Наверное, «Мосфильм ничего не просил?

— Не просил, хотя мы государственная студия, а «Ленфильм» — акционерное общество: сам бог велел самим зарабатывать. Но мы в свое время не продали коллекцию своих фильмов, хотя нам это и предлагали, а жили, развивались на доходы от продажи прав на наши фильмы телевидению, а «Ленфильм» коллекцию продал. Деньги делись неизвестно куда. Надо ли сегодня удивляться, что студия находится в плачевном состоянии, безнадежно отстав не только от «Мосфильма», но и от успешных частных кинокомпаний, которых хватает и в столице, и в Санкт-Петербурге. Вот почему в возрождение «Ленфильма» я не очень верю, хотя и рад буду ошибиться.

— А студия «Главкино», строительство которой продолжается в Подмосковье? В какой мере она может стать конкурентом «Мосфильма»?

— У нас, признаюсь, были опасения, когда мы узнали о строительстве новой большой киностудии. Но там на сегодняшний день построены только павильоны, другой инфраструктуры нет. Так что пододвинуть нас на рынке кинотелеиндустрии они пока не сумели, а дальше — посмотрим:

— И последний вопрос. «Мосфильм» — это 90 лет истории, это 2,5 тысячи фильмов, это сотни самобытных творцов. У вас есть любимые картины, режиссеры?

— Необъятный вопрос. Половина моей жизни пришлась на старый, советский «Мосфильм», который представлял собой огромный коллектив. Я был воспитан на мосфильмовском кино, учился на нем. И я до сих пор очень люблю, например, фильмы Сергея Эйзенштейна. Чем старше становлюсь, тем больше понимаю величие этого гениального режиссера. Мне очень интересен Иван Пырьев, который был не только замечательным директором «Мосфильма», но и создал особый жанр национального музыкального фильма, в отличие от Григория Александрова, тоже великого режиссера, который снимал свое кино все-таки под влиянием Голливуда. И, конечно, не могу не сказать о блистательной плеяде режиссеров, которые пришли на киностудию в 60-70-е годы: Бондарчук, Данелия, Хуциев, Алов и Наумов, Таланкин, Тарковский, Рязанов, Гайдай, Климов и Шепитько — это ведь золотой век советского кино. Труд этих и многих людей, их гениальные фильмы — в фундаменте нынешнего процветания «Мосфильма», и мы на студии это хорошо понимаем.

Эти стихи Борис Пастернак написал в 1912 году - високосном, как и нынешний

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Борис Пастернак. Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

По народным приметам, високосы считались самыми тяжелыми годами, сулящими войны, неурожаи и прочие бедствия. Особенно страшились февраля. Шутка ли: раз в 19 лет этот месяц бывает «черным», то есть вообще...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 4952
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4421
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 4022
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 3909
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Я—капитан» с сайта kinopoisk.ru

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных...

Культура 00:50 / 22 Марта 2024 3844
Палитра не та…

Жанр телевизионного детектива породил множество стереотипов

Сергей Беднов
Труд
Анна Михалкова в роли Вероники Васнецовой. Фото: kinopoisk.ru

Многие зрители начали смотреть 16-серийную «Васнецову» (на фото) на «России 1» вовсе не потому, что истосковались по детективам, где центральный персонаж — женщина. Уж чего-чего,...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Книжный магазин во Франции. Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

У маркетологов есть такое понятие — «мотив покупки». Что заставляет человека приобретать вещь не самую жизненно необходимую, недешевую, да еще, как правило, для разового использования? Да, я говорю...

Культура 22:01 / 23 Марта 2024 3718
Франшизные страсти

На днях состоялась премьера трейлера сериала «Звездные войны: Аколит»

Труд
Блистательная Керри-Энн Мосс (Тринити из «Матрицы») на этот раз ожидаемо сыграет джедая. Фото: Imagespace/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Как известно, фанаты франшиз с трепетом воспринимают любую новость, касающуюся предмета их обожания. И вот несколько примеров. На днях состоялась премьера трейлера сериала «Звездные войны: Аколит», действие которого...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?