Сидите дома

Согласно опросу компании HeadHunter лишь 19% респондентов ежедневно ездят на работу в другой город. Однако эксперты «Труда» считают, что эта цифра завышена. Кроме того, кризис изменил портрет приезжего работника

Из-за кризиса мобильность россиян снизилась в разы. Год назад около 700 тысяч жителей нашей страны жили в одном городе, а на работу ездили в другой. Радиус этой миграции составлял примерно 350–400 км.

Сегодня немногие готовы тратить несколько часов на дорогу ради зарплаты, которую и так сокращают. Сотрудники стали увольняться. Ведь, скажем, получая в Дубне 10 тысяч рублей и тратя на поездку от дома до компании 15 минут, нет никакого смысла за 17 тысяч работать в Москве, добираясь туда несколько часов по пробкам на автомобиле или в переполненных электричках и поездах метро.

Мобильными остались охранники, работающие сутками или посменно. Съездить в столицу раз в три дня — не проблема, да и платят стражам в Белокаменной больше, чем в Подмосковье.

За год все перевернулось

Год назад большое количество низко- и среднеквалифицированных работников могли найти место в большом городе. Сейчас же все более или менее оплачиваемые места заняли москвичи.

Это связано с возросшим уровнем безработицы и прошедшими волнами сокращений.

В прошлом году в столицу помимо офисных сотрудников, занимавших низшие ступени карьерной лестницы, ехали медсестры и врачи, водители «скорой помощи» и даже школьные учителя.

Теперь офисных служащих из регионов уволили, и они пытаются устроиться по месту жительства. То же самое произошло с уборщицами, офис-менеджерами, кассирами и нянечками в больницах. Работодателю проще нанять человека, имеющего право на работу и проживающего близко к офису. К тому же сейчас предложение даже на эти вакансии сильно превышает спрос.

Спрос на охранников и врачей «скорой помощи» сохранился, констатируют эксперты.

Зарплата врача «скорой помощи» в Москве в три раза больше, чем в Твери. Фельдшер в области не получает больше 10 тысяч рублей, тогда как в столице предложения начинаются от 17–25 тысяч.

Также сильно пострадали программисты и журналисты. Как рассказала «Труду» профессор Московского государственного университета Наталья Зубаревич, «компании „пропылесосили“ все регионы в поисках нужных специалистов. А когда грянул кризис и пошли сокращения, именно с ними и расстались. Людям ничего не осталось, кроме как вернуться домой и искать хоть какую-то работу там».

Готов работать по ночам

Федор устроился ночным охранником в детский сад в Зеленограде, хотя сам он из Клина. Деньги платили небольшие, но он был согласен «ночевать» вдали от дома.

Да, через день нужно было ездить к восьми часам вечера и 12 часов проводить на работе. Сон получался скомканным, потому что по инструкции положено раз в час обходить территорию. Но что ещё было делать, если в родном городе бывшему военному, а ныне специалисту по ремонту компьютерной техники просто не найти работу с достойной зарплатой.

Мобильный Запад

В США и странах Европы с такими проблемами никто не сталкивается. Там в порядке вещей жить в пригороде и ездить на работу два часа. Но с учетом западной автомобилизации и качества дорог это никогда не составляло проблемы.

По хорошей трассе проехать за два часа 300 км — это нормально. Автобаны с неограниченной скоростью и 8-10-полосные дороги без пробок очень этому способствуют.

Наталья Зубаревич считает, что дело в наших дорогах и менталитете: «В России пока ещё не принято ездить на работу из пригорода, проживая в комфортабельном коттедже или доме».

По словам эксперта, россияне маломобильны, даже когда речь идет не о мобильности, а о трудовой миграции, или когда люди уезжают на постоянное место жительства в другой город. Примерно 1,3% россиян в год переезжают на новое место. В Европе этот показатель больше в два-три раза, в США — в три-четыре раза.

Считается, что житель России меняет место жительства всего два раза в жизни, в то время как американцы переезжают шесть-семь раз.

Наталья Зубаревич считает, что, хотя начиная с 90-х годов прошлого века трудовая мобильность в России растет, кризис не только затормозил эту тенденцию, но и повлиял на снижение показателей. «В пиковую стадию кризиса трудовая мобильность продолжит снижаться», — говорит эксперт.

Если кризис примет ещё более затяжной характер, люди, не живущие в больших городах, могут лишиться последней возможности зарабатывать больше вдали от дома.

Зарплаты

Разница зарплат в городах и областях

Кто ездил работать в другой город

До кризиса

Во время кризиса