132 - ПРОТИВ МИНИСТЕРСТВА

В минувшую среду не только зал судебных заседаний, но и большое фойе в Пресненском межмуниципальном суде столицы оказались заняты пожилыми людьми. В разное время они подавали заявления о неправильном начислении пенсий. И вот теперь суд решил в один прием рассмотреть все подобные заявления. Их накопилось 132. В чем их суть?

Закон об исчислении и увеличении государственных пенсий определил, каков должен быть наибольший индивидуальный коэффициент пенсионера: он равен 0,7. Но Минтруда и Пенсионный фонд упрямо твердят: 0,525. Особенно чувствительно их "инициатива" подрезает пенсии тем, кто много и плодотворно поработал на своем веку и по праву заслужил большую пенсию.
В фойе я разговорился с Людмилой Ивановной Горбуновой. Уменьшение коэффициента с 0,7 до 0,525 урезает ей пенсию на 212 рублей. Согласимся: сумма в ее положении немалая. Вместе с другим "исправлением" пенсионного закона, когда вместо реальной средней по стране зарплаты правительство утверждает гораздо меньшую сумму "средней зарплаты для начисления пенсий", эта мера просто "раздевает" стариков.
Итак, есть закон, который органы социальной защиты обязаны выполнять. Но есть противоречащие этому закону директивы министерства и Пенсионного фонда, которые тоже вроде бы следует исполнять. И тогда принимается парадоксальное решение - соответствующую закону пенсию получает только тот, кто сумел доказать в суде "правильность" коэффициента 0,7. Здравый смысл подсказывает: все другие пенсии должны начисляться по той методике, правильность которой доказана в результате дотошного судебного разбирательства. Казалось бы - руководствуйтесь той же логикой и начисляйте по-новому. Однако же - нет! Уже и Госдума приняла постановление, которым разъяснила, что коэффициент все-таки равен 0,7, а пенсию как начисляли, так и начисляют по уменьшенному коэффициенту. Если не пройдешь самостоятельно тяжкие круги судебной волокиты, будешь получать меньше.
В судах России лежат тысячи заявлений от пенсионеров с просьбой заставить органы социальной защиты и Пенсионный фонд выплачивать деньги в соответствии с Законом РФ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий". Сотни этих обращений уже рассмотрены, иски пенсионеров удовлетворены. Но только в Новосибирске областной суд сумел в такой ситуации принять решение, общее для всей области. Он подтвердил, что во всех собесах начислять должны именно по коэффициенту 0,7. Но что толку? Звоню в Новосибирск, первому заму управляющего областным отделением Пенсионного фонда России О.В. Дропеко.
- Нет, не выполняем судебное решение, - отвечает он. - Пересчитываем пенсии по-новому, а платим пока по-старому. А что мы можем, мы ведь тоже люди государевы. Что нам скажут сверху, то и выполним. Ждем распоряжения из Москвы...
Выходит, и для них решение суда - не закон.
Среди подавших заявление в Пресненский суд - пенсионер Г.В. Владимиров. Он уже однажды выиграл дело против московского комитета по социальной защите, но это ведомство сумело доказать в кассационных инстанциях, что то обращение было якобы "не по адресу", и судиться пенсионер должен со "своим" муниципальным комитетом социальной защиты, по-старому - собесом, пенсия начисляется там. Вот и пошел он по следующему кругу.
Вопреки ожиданиям, судебное разбирательство по жалобе 132 человек закончилось быстро, причем полностью в пользу истцов. Старики встретили его аплодисментами. Еще бы! Пресненский межмуниципальный суд своим решением обязал муниципальные управления социальной защиты пересчитать пенсии заявителей в соответствии с коэффициентом 0,7.
Порадуемся этой победе наших настойчивых граждан. И хотя на первый взгляд она носит частный характер, решение Пресненского суда еще раз подтвердило: необходимо общероссийское решение, которое бы остановило наконец творимый чиновниками произвол. Такое решение, по мнению юристов, может принять только пленум Верховного суда, куда уже давно направлено обращение Государственной Думы.
... Правда, выигравшие дело 132 пенсионера, может быть, радуются несколько преждевременно. Группа работников социальной защиты, тоже ожидавшая решения суда, покидала суд, договариваясь о совместных встречных действиях... Тяжбы и отсрочки продолжаются.