11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЛАРИСА ВАСИЛЬЕВА: СИЛА "ЖЕНСКОЙ" ЛОГИКИ

Неверов Александр
Статья «ЛАРИСА ВАСИЛЬЕВА: СИЛА "ЖЕНСКОЙ" ЛОГИКИ»
из номера 011 за 21 Января 2000г.
Опубликовано 01:01 21 Января 2000г.
Лариса Васильева - автор многих поэтических и прозаических книг. Большим читательским успехом пользовались изданные несколько лет назад "Кремлевские жены" и "Дети Кремля", беллетризованные исторические повествования о судьбах жен и детей высших советских руководителей. Роль женщины в жизни и истории общества - сегодня, пожалуй, основная тема творчества Ларисы Васильевой. Об этом и ее новая книга "Жены русской короны".

- Лариса Николаевна, после "Кремлевских жен" вы устремились в глубь истории, пытаясь воссоздать судьбы жен царей и князей, а также женщин, правивших страной самостоятельно. Это необычный взгляд на минувшее, к тому же взгляд поэтессы. Каково ваше основное впечатление от путешествия в прошлое?
- Как я и предполагала, то, что произошло с женщиной в ХХ веке, вытекало из всей нашей истории. Главная ошибка цивилизации - нарушение правила шестого дня творения, когда Бог создал человека в двух ипостасях и заповедал мужчине и женщине вместе владеть землей. А получилось так, что мужчина владеет, а женщина приспосабливается к нему.
- Но, как вы пишете, история давала представительницам прекрасного пола шансы показать, на что они способны...
- Первая моя героиня в "Женах русской короны" - княгиня Ольга. Она совершила много "чисто мужских" поступков, начиная от жестокой мести древлянам за гибель мужа, перед тем как заняться женским делом - пройти по всей Руси от Киева до Пскова и установить границы государства. До этого они не были четко очерчены. Это именно женский подход - определить, где начинается и где заканчивается твое хозяйство. У мужчины другое отношение к дому - для него важнее политические, военные и прочие "игры", домой он возвращается, чтобы перевести дух, снять напряжение и бежать дальше.
Можно привести немало других примеров, когда женщина благотворно влияла на положение дел в государстве. Скажем, жене Дмитрия Донского Евдокии, пока она была жива, удавалось контролировать ситуацию с престолонаследием. Тем самым сохранялась стабильность во власти. После ее смерти все пошло кувырком.
Как и в повседневной жизни, так и на вершинах власти, если женщина следует своей природе - заботится о доме, семье, детях, ее созидательное влияние сразу сказывается. И совсем другое дело, когда женщина изменяет себе, играет по правилам сильного пола, - тогда ее роль чаще всего разрушительная.
- Мы сейчас говорили о женах верховных властителей, но в вашей книге речь идет и о целом "веке женщин", когда они правили самостоятельно.
- Да, это ХVIII столетие.
- Но началось оно с правления очень "мужественного" - с царствования Петра I...
- Петр I был первым русским "феминистом". Перед тем как начать свои реформы, он разрушил терем, где веками в заточении держали женщин высших сословий. Выйдя из терема, они помогли Петру создать соответствующую атмосферу в обществе. И это имело колоссальные последствия.
Когда Петр вернулся из-за границы, то оказался перед выбором. В Кремле его ждала жена Евдокия Лопухина - теремная ревнивая боярышня, а в Немецкой слободе - Анна Монс. Петр, минуя Кремль, едет к Анне... А наутро он режет боярам бороды и рукава. Это был выбор еще и политический - в пользу Европы. Вот, пожалуйста, роль женщины в истории. Петр I совершил нечто невероятное: свою вторую жену Екатерину - даму "из-под солдатской телеги" - он посадил рядом с собой и короновал. Между прочим, это была первая собственно императорская коронация. Так стало возможным будущее восшествие Екатерины на престол.
- Но решающую роль как в этом случае, как и в возведении на трон Елизаветы Петровны и Екатерины II, сыграла гвардия...
- Да. Но и Елизавета, и Екатерина II довольно быстро дали понять, кто хозяин положения. Это весьма сложный и противоречивый период нашей истории, однако если сравнивать его с другими, то надо признать, что женское правление было все-таки лучшим. Скажем, при Елизавете возник университет, была отменена смертная казнь, русские войска не раз одерживали победы над самой большой в Европе армией прусского короля Фридриха II Великого... А царствование Екатерины справедливо называют "золотым веком"...
- Но вы говорили о благотворном влиянии женского начала. У Екатерины с этим, кажется, было довольно напряженно: мужа - Петра III - отправила на тот свет, отношения с сыном - будущим Павлом I - не назовешь иначе как враждебными...
- Я отнюдь не идеализирую Екатерину II. Стопроцентная самозванка, она блестяще использовала свои женские качества, незаурядный ум, сильную волю, чтобы взойти на трон и на нем удержаться. Она заняла мужское место, и женское в ней стало мужским: чего стоит хотя бы ее гарем - эта бесконечная смена любовников. В результате в личном плане она оказалась героиней без героя, хозяйкой без хозяина, матерью без сыновей...
Ее женское начало нашло выражение в другом. Всю силу материнского чувства она перенесла на внуков, особенно на Александра. А если посмотреть на это более широко, то не случайно подданные называли ее "матушкой". Придя к власти в результате дворцового переворота, она так много сделала для России (а работала она, между прочим, по 18 часов в сутки), что, единственная из правительниц, была удостоена титула "великой".
- Занимаясь историческими штудиями, вы, наверное, задумывались о формах правления, которые близки к идеалу или хотя бы соответствуют нашим условиям, традициям и т. д. Например, некоторые политики, деятели культуры сегодня всерьез говорят о необходимости реставрации монархии...
- Думаю, что этот поезд уже ушел. А что касается предпочтительной формы правления, то идеал нарисован в древнегреческом предании, о котором говорил, например, Платон. Речь идет о гармоничном и справедливом обществе, существовавшем на острове Атлантида, который ушел под воду. По одной из версий там была система власти, напоминающая пирамиду: верховный правитель; рядом - соправительница (не жена, но непременно женщина, которую все уважают); и, наконец, церковный иерарх. Этот триумвират олицетворяет опору на корневые традиции, незыблемость этических, духовных, религиозных начал, гарантирует их сбалансированность, а значит, справедливость учета интересов всех слоев населения, определяет перспективы развития общества.
Как вы думаете, при такой системе власти, когда женщина принимает участие в выработке важнейших политических и экономических решений, - возможна была бы нынешняя война на Кавказе или эта безумная экономика?
- Ну, положим, ситуация на Кавказе стала настолько серьезной, болезнь настолько угрожающей, что там без решительных хирургических, если угодно, чисто мужских действий уже не обойтись.
- Вот именно - "уже". А с чего болезнь началась? С мужских разборок: Ельцин с Горбачевым боролись за власть, и первый вдруг провозглашает: берите суверенитета, сколько унесете. Ну и понесли... Да любая женщина даже на бытовом уровне понимает или чувствует, что добром это кончиться не может. Как не может быть ничего хорошего от бесконечного выпрашивания зарубежных займов. В какой семье хозяйка позволит подобное? Но это - "женская" логика. А в результате следования логике "мужской" наши дети и внуки уже сегодня в долгах, как в шелках, и уважают нас в мире все меньше и меньше.
- Совсем недавно женское движение было у нас на подъеме. "Женщины России" играли в Думе довольно заметную роль. То же можно сказать и о представительницах прекрасного пола в других фракциях. И вот это все как-то сошло на нет.
- Я тогда встречалась с ними, говорила: главное - по принципиальным вопросам, касающимся войны, экономики, социальной сферы, экологии, занимать единую позицию, несмотря на межпартийные разногласия. Чтобы мужская часть Думы твердо знала: есть другая точка зрения. Но, как обычно, заигрались в политические игры, разбрелись кто куда...
- И вы разочаровались в женщинах-политиках?
- А я особо и не очаровывалась. За многие века мы слишком экологически разрушились, в большом и малом подыгрывая сильному полу, на нас лежит огромный груз повседневных забот, подняться над которыми часто недостает ни душевных сил, ни времени. Но, я считаю, кто-то должен говорить об этом, напоминать, что женщина должна вернуться к себе, к своей сущности, о возможной гармонии в обществе и семье, где органично сочетались бы мужское и женское начала...
- Этим призвано было заниматься "информационное содружество "Атлантида", которое вы возглавили лет пять назад. Тогда начал выходить журнал с тем же названием, издавались интересные книги...
- Поскольку журнал был некоммерческим, после дефолта выпускать его стало невозможно. А вот книги продолжают выходить. "Атлантида", кстати, участвовала в издании "Жен русской короны" и другой моей новой работы - "Жена и муза" об утаенной любви Пушкина.
- А как складываются ваши отношения с поэзией?
- Сейчас я в основном "отвожу душу" как составитель. Этот вид творчества был всегда мне близок. У меня есть несколько заветных замыслов, которые сейчас воплощаются в жизнь. К юбилею столицы выпущена большая иллюстрированная книга "Душа Москвы". В четырех разделах - "Судьба", "Любовь", "Характер", "Время" - представлены стихи поэтов-классиков и современников, посвященные столице.
В разгаре работа над книгой "Христос на Руси". Это будет весьма объемный, богато иллюстрированный том, который мы надеемся положить к подножию Его всемирной славы. Нам помогают представители Троице-Сергиевой Лавры. Хочется показать, как Спаситель тысячу лет назад пришел на Русь и что с тех пор произошло с нами и с Ним, как, скажем, Он "обрусел".
- Вы имеете в виду восприятие Христа русским православным сознанием?
- Да. Это отразит и изобразительный ряд (храмовая живопись, архитектура и т.д.), но в основном поэзия - от Державина до наших современников.
- Включая советских поэтов?
- А как же? Божественное начало - непременное свойство истинной поэзии. Как известно, "времена не выбирают". Многим, жившим в атеистическую эпоху, удалось сохранить чуткость к Божественному Глаголу - иногда даже на подсознательном уровне... Пастернак, Тарковский, Наровчатов, Рубцов, Жигулин, Смеляков...
- Но вы назвали поэтов-мужчин...
- Женская поэзия тоже представлена в сборнике. Но по объему ее действительно меньше. И это отражает истинную картину. Почему так получилось - особый разговор. Но не продиктован ли ваш вопрос сомнением в объективности "женской" логики?
- Ни в коем случае.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников