05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-4...-6°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"...НЕ ВСПОМНИЛОСЬ НИЧЕГО ПЛОХОГО"

Власова Екатерина
Статья «"...НЕ ВСПОМНИЛОСЬ НИЧЕГО ПЛОХОГО"»
из номера 011 за 21 Января 2000г.
Опубликовано 01:01 21 Января 2000г.
Недавно в Москве проходил музыкальный фестиваль, посвященный 80-летию композитора Мечислава Вайнберга. Его творчество высоко ценили Шостакович и Мясковский. Кондрашин, Федосеев и Баршай играли его симфонические премьеры. Покровский ставил оперы, Ростропович и Коган заказывали ему инструментальные концерты. В круг дружеского общения Вайнберга в течение долгих десятилетий входил и Георгий Свиридов. Георгий Васильевич писал тяжело больному композитору в конце 1996-го: "Дорогой Метек! Часто думаю о тебе и никогда не вспомнилось ничего плохого. Любящий тебя Г. Свиридов". Через несколько месяцев Вайнберг ушел из жизни. Смерть его осталась обществом незамеченной.

Фестиваль творчества Вайнберга организовали исполнители. Все концерты артисты давали бесплатно. В камерных московских залах - не самых престижных, так как на аренду и рекламу денег не было - звучала практически не известная слушателям музыка. Прозвучали и премьеры, которые опоздали больше, чем на полвека. Так, вторую тетрадь вокального цикла "Еврейские песни" Вайнберг написал в 1944-м. Музыка эта, как, впрочем, и практически все, что создал композитор, автобиографична. Она - о еврейском мальчике, родившемся в Варшаве, о судьбе таланта, которому великий пианист Иосиф Гофман прочил мировую исполнительскую славу. Она - и о войне, от которой 19-летний юноша, спасаясь от фашизма, успел бежать, перейдя по открытому на короткое время "коридору" советскую границу. О его родителях и сестре, которые не успели и погибли в газовой камере. Наконец, музыка Вайнберга - о страхе. О страхе человека, за которым пять лет следовали по пятам две серые тени. Как-то в конце 40-х Вайнберг спросил Мясковского, которому он, как, впрочем, и Шостаковичу, показывал все свои новые сочинения: "Николай Яковлевич, может быть, мне не следует к вам ходить? За мной бродят два "топтуна" и записывают все адреса, куда я отправляюсь". Мясковский густо покраснел и лишь сказал: "Бросьте!".
За месяц до смерти Сталина Вайнберга "взяли", чему он даже обрадовался: ужас неизвестности сменила хотя бы такая определенность. Шостакович хлопотал за него. Он написал Берии письмо, в котором ручался за Вайнберга головой. Произошло чудо - обвиняемого по 58-й статье выпустили.
Но все последующие годы власть как бы не замечала его. Не давила. Но и престижные концерты, и раздача госпремий, и пропаганда сочинений за рубежом - все это проходило мимо. Правда, к 70-летию ему все-таки дали звание народного артиста России. И это, пожалуй, все.
Мечислав Вайнберг написал очень много музыки. Он озвучил более 60 кинофильмов. В том числе знаменитый калатозовский "Летят журавли". И всеми любимые песенки мультипликационного Винни-Пуха - тоже его. Увы, про 26 симфоний, огромное количество камерных сочинений, концерты, балет и оперы сейчас мало кто знает. Может быть, успешному развитию публичной музыкальной карьеры отчасти мешал характер, в котором совсем не было бойцовских качеств. Где Вайнберг царил безоговорочно - так это за роялем. Говорят, что в чтении с листа сложнейших партитур Мечиславу Самуиловичу не было равных. Так отголоском сказывалось варшавское детство вундеркинда, зарабатывавшего семье на хлеб игрой на свадьбах и похоронах.
Всю зрелую творческую жизнь Вайнберг жил только сочинительством. В начале 90-х система музыкальных госзакупок, осуществлявшихся министерствами культуры, радио, рухнула. Последние годы были омрачены тяжкой болезнью и полным безденежьем. Спасибо друзьям-музыкантам: Федосееву, Башмету, Рахлевскому, Ирине Шостакович - вдове знаменитого коллеги-композитора. Они пришли семье Вайнбергов на помощь в самые трудные для нее дни.
Музыка Вайнберга очень чиста и романтична. Во времена, когда его родная Польша стала оплотом европейского авангарда, когда создатели экспериментальных опусов становились законодателями музыкальных мод, композитор свято верил в главенство мелодии. Он не боялся обвинений в старомодности.
Сложилось устойчивое представление, что его корабль плывет по морям, уже открытым другими. Первый монографический фестиваль творчества композитора развеял это заблуждение. К примеру, Шостакович написал свой известный цикл "Из еврейской народной поэзии" в 1948-м. А первая тетрадь "Еврейских песен" Вайнберга датирована четырьмя годами ранее.
Главное свойство музыки Вайнберга - ее обезоруживающая лиричность. И еще: в ней много света. Завершить трагический рассказ мажорным трезвучием для композитора - дело вполне естественное. Потому что созданный им музыкальный мир так же нерушимо, несмотря ни на что, гармоничен, как гармоничен блеск солнечных лучей и зелень листвы. Надо ли говорить, как мы устали сейчас от демонстрации зла и насилия в обществе, как остро ощущается дефицит красоты в жизни и искусстве. Стало быть, музыка Вайнберга сегодня еще более современна, чем вчера...
А иначе чем объяснить вдохновение, восторг, с которым исполнители провели все шесть концертов фестиваля? И эти ощущения - знаю по себе - передались слушателям.
В заключение - имена тех, кому мы обязаны возвращением Вайнберга в нашу музыкальную жизнь. Это "идейный вдохновитель" фестиваля скрипачка Елена Прохорова, кларнетист Павел Маркелов, певицы Елена Либерова и Елена Гусева, "Романтик-трио" и "Романтик-квартет", камерный оркестр "Musica viva", квартет имени Бородина и Союз композиторов России.
Слава Богу, далеко не все еще у нас определяется деньгами. И в этом наше спасение.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников