01 октября 2016г.
МОСКВА 
15...17°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.40   € 70.93
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БРАКОНЬЕРОВ ЛИШАТ ЛИЦЕНЗИЙ. ЕСЛИ ПОЙМАЮТ

Емченко Федор
Опубликовано 01:01 21 Января 2000г.
О размахе браконьерства в российских водах можно судить по такому эпизоду. В прошлом году представители нашей рыбной отрасли отправились в Японию просить кредит для восстановления своего хозяйства, чем немало удивили соседей. "Разве вы не знаете, - сказали японские финансисты, - что ваша рыбная отрасль имеет высокие доходы? Только за первое полугодие на наших рынках продано российской рыбы на 320 млн. долларов".Таковы масштабы контрабанды в Японию, а есть еще Корея, Китай, Норвегия, Дания... Вот чем обернулся для страны нахрапистый передел рыбной промышленности. Идеологи и исполнители этого грабительского действа сейчас вынуждены признать, что допустили "просчеты" и "ошибки". На недавнем заседании правительства вновь рассматривался вопрос о положении в рыбной отрасли. И.о. президента Владимир Путин прямо заявил: "Дальше такое терпеть нельзя". Ежели не терпеть, то что делать? За ответом я отправился к председателю Государственного комитета по рыболовству Юрию Синельнику, недавно назначенному на этот пост.

- Юрий Петрович, на днях вы заявили, что, если сегодня не перекрыть каналы контрабандного вывоза морепродуктов из нашей исключительной экономической зоны, то в ближайшие год-два ловить нам будет нечего. Как вы намерены перекрыть кислород браконьерам?
- Для сохранения биоресурсов разработана система мониторинга. Она включает в себя изменения в таможенном законодательстве, касающиеся валютно-экспортного контроля за пределами 12-мильной зоны. Владельцы судов с ценными видами морепродуктов отныне обязаны заходить в российские порты для проверки, не превышает ли улов выделенной квоты.
- Вы уверены, что суда потянутся в наши порты, если вот она, Япония, - под боком?
- Мы не столь наивны. Создана система контроля за движением всех судов, находящихся в нашей экономической зоне. С нынешнего года ни одно судно не выходит в море, пока на нем не будет установлен датчик, напрямую связанный со спутником Земли. Вся информация через спутник передается в два центра, расположенные в Мурманске и Петропавловске-на-Камчатке.
В море определено несколько точек, где находится рыбоохрана. Прежде чем покинуть зону промысла, каждое судно должно предъявить улов к досмотру. Если капитан решил миновать контроль, то пограничники обязаны его задержать. Владелец судна тут же лишается лицензии, разрешающей вести промысел в наших водах.
- Это правило обязательно только для российских рыбаков?
- Оно обязательно для всех, кто ведет промысел в наших водах.
- То есть речь о тотальном контроле? Но практика показывает, что одними запретами ничего не добьешься. Всегда найдутся "умельцы", отыщут способ обойти рогатки.
- Вы правы. В принципе здесь нужен комплексный подход. Первое, с чего мы начали, - пытаемся облегчить заход судов в наши порты. Почему, скажем, владельцы судов предпочитают обслуживать их в портах Норвегии, Японии или Кореи? Да, там обходится дороже, но зато есть выигрыш во времени, а оно в путину на вес золота. В наших портах так называемая обработка судна - таможенный, медицинский, пограничный контроль, проверка документов - длится четверо суток, в зарубежных - 3-4 часа. Ставим сегодня задачу сократить время простоя судов хотя бы до суток. С ведомствами, участвующими в их проверке, договорились - кроме ветеринарной службы. Там никак не хотят менять инструкцию: отдай им четверо суток - и все тут.
- Потеря времени, видимо, не единственная причина.
- У нас существует порядок, который с точки зрения здравого смысла вообще выглядит нелепо. Так, при заходе в порт судовладелец должен оплатить таможенную пошлину на топливо, которое у него есть в баках, на припасенное для экипажа продовольствие, даже на запас пресной воды. Вот и считайте, во что выльется, - 5 процентов таможенный сбор плюс 20 процентов НДС на него. Кто же в наш порт пойдет добровольно? Поэтому сегодня в норвежском Киркинесе, где население чуть больше двух тысяч человек, на отстое находится 40 наших судов. А Мурманский порт пуст, у береговых служб нет работы.
- Кто же установил этот, с позволения сказать, порядок? И почему его не меняют?
- Сие, как говорится, от нас не зависит. Мы меры принимаем. При распределении квот на добычу биоресурсов будем смотреть, какие компании предпочитают обслуживать свои суда в иностранных портах, сдавать там на переработку улов. Им будем отказывать.
- Кто и как получает доступ к морским ресурсам?
- По постановлению правительства они распределяются пропорционально между имеющими промысловый флот субъектами Федерации. Советы по рыбному хозяйству определяют в регионах, какой компании, какому судну и сколько выделить ресурсов, после чего все это представляют нам на утверждение. Мы, в свою очередь, смотрим, по каким критериям выделены квоты. Просят-то все, но не все заслуживают. Предпочтение отдаем тем предприятиям, которые сотрудничают с отечественными смежниками - переработчиками, судостроителями.Во время визита в Архангельск Владимир Путин прямо сказал: "Хотите иметь российские ресурсы - стройте или модернизируйте флот в России. Если покупаете суда за рубежом, то и ресурсы там просите".
Считаю такую постановку вопроса совершенно правильной. Наши ресурсы должны работать на нашу экономику.
- От рыбаков приходилось слышать, что наш добывающий флот настолько изношен, что суда порой не могут догнать косяки рыбы.
- Флот действительно требует обновления и модернизации. Правда, после того, как нас сильно потеснили из промысловых районов за пределами нашей исключительной экономической зоны, мощности рыбодобывающих компаний в 2,5 раза превышают ресурсы, которые нам выделяются. Но мы намерены бороться за участие в промысле вдали от родных берегов. Без пополнения флота современными судами мы не сможем в полной мере возродить рыбную промышленность. Объем добычи рыбы и морепродуктов в 1999 году составил 4,8 млн. тонн - на 7 процентов меньше, чем в 1998-м. Но, как известно, сдал позиции только Дальневосточный регион. В нынешнем году планируем добыть не меньше 5 млн. тонн. Рост будет в том числе за счет увеличения вылова в открытой части Мирового океана и в экономических зонах других стран - у Анголы, Аргентины, Мавритании, Марокко. Думаю, хватит нам у своего берега черпать богатства и отдавать их заморскому дяде.


Loading...

Госдеп пригрозил России терактами из-за позиции по Сирии.