"ПРОШУ НАЗНАЧИТЬ НАЧАЛЬНИКОМ..."

Квартал "новых русских" в Ставрополе расположен очень удачно: всего 15-20 минут пешком от центра и одновременно у самого леса. Чужие здесь, естественно, не ходят. Мы проехали полупустыми улицами, миновали стайку явно местных ребятишек, резвящихся с парой огромных ротвейлеров, и уткнулись в тупик, где за почему-то не сдвинутыми металлическими воротами посредине уютно подсвеченного участка красовался внушительный трехэтажный особняк красного кирпича.

- На самом деле этажей здесь четыре, - сказал один из моих спутников, отставной полковник ФСБ Игорь Громов. - Под домом - огромный подвал. Но простора и без него хватает: Керим мне говорил, что на последние два этажа уже полгода не поднимался.
По словам того же полковника, Керим - нынешний хозяин - купил свой особняк в стадии "высокой строительной готовности" и отделывал самостоятельно. На чем, видимо, немало сэкономил. Но... цены на недвижимость в Ставрополе значительно ниже московских, однако и здесь сумма, в которую может обойтись подобный дворец, начинается примерно с полумиллиона долларов. Еще учтем, что в качестве личного транспорта хозяин пользуется дорогостоящим джипом (с "блатными" номерами) - и тогда становится совсем понятно, что Керим Акуев - человек явно не бедный.
- Ну это как посмотреть, - смеется Громов. - Вы в его налоговую декларацию загляните - там все, как в фильме "Берегись автомобиля": совершеннейший голодранец. Оно и понятно: вдруг спросят, откуда у мелкого госчиновника такие доходы?
Насчет "мелкого" чиновника мой собеседник малость загнул: должность у хозяина (или жильца?) особняка немалая: и.о. начальника Ставропольского краевого управления Судебного департамента при Верховном суде РФ. Правда, непосредственного отношения к самой судебной власти он не имеет: федеральный департамент и все его подразделения в российских регионах созданы в основном для того, чтобы обеспечивать работу судебной системы страны материально. То есть в их ведении - не суды и судьи, а здания и сооружения, столы и стулья, компьютеры и ксероксы и т.д., и т.п.
Но прошу отнестись к этой работе вполне серьезно: материально-техническое обеспечение судебной системы - занятие очень ответственное. Тем более что в этой сфере (увы, как в любой другой) у государства всего на всех не хватает. В итоге в руках у каждого руководителя краевой или областной структуры федерального департамента могут оказаться немалые рычаги влияния. Скажем, можно обеспечить какой-то суд новыми компьютерами в первоочередном порядке и в полном объеме, а другому дать в последнюю очередь и по "остаточному принципу". Или, допустим, судье N выделить путевку на август и в первоклассный санаторий на ласковое море, а судье NN - на февраль в пригородный профсоюзный пансионат.
Понятно, что люди на такие посты назначаются (или должны назначаться) трижды проверенные. И в результате, по словам отвечающего за это начальника управления государственной службы и кадрового обеспечения Судебного департамента Николая Соловьева, за все время существования системы не было ни единого случая, когда бы ее работники были бы уличены в воровстве. "Нарушения бывают - в виде, допустим, нецелевого использования средств, - поясняет Соловьев. - Скажем, нужно купить бумагу, а деньги есть только на конверты... Но проверки нашего контрольно-ревизионного управления показывают: к рукам ни у кого пока ничего не "прилипало".
И тем удивительнее представляется история появления в системе департамента нынешнего ставропольского и.о. Керима Акуева. Вот что рассказывает об этом начальник отдела (теперь уже бывший) ставропольского управления Али Абдурашидов:
- Руководителем у нас был Виктор Луценко - заслуженный, уважаемый человек. Когда он умер, естественным претендентом на должность стал его заместитель Игорь Горлатов - полковник милиции, проработавший в управлении с момента его создания. Каково же было общее удивление, когда узнаем: при рассмотрении назначения Горлатова краевым советом судей (это обязательная процедура) туда явился совершенно посторонний претендент-"самовыдвиженец" Керим Акуев: прошу назначить начальником меня. У нас, конечно, каждый имеет право на труд и любой пост, но чтобы так?!.
Согласитесь, ситуация действительно была крайне любопытная. Еще интереснее другой факт: незадолго до этого Ставропольской краевой прокуратурой было возбуждено уголовное дело о хищении 20 млрд. рублей ("старыми"), выделенных из бюджета на закупку сельхозпродукции для госнужд. И главным "фигурантом" по делу проходил... Керим Акуев, на тот момент - руководитель частной фирмы "Межрегиональная корпорация "Ставрополь-Север". То есть Акуев вполне мог оказаться в поле зрения краевой судебной системы в ином качестве: не главным хозяйственником, а просто подсудимым...
Дело оказалось громким, даже в одной из центральных газет была опубликована большая статья. Правда, настрой у авторов был минорный: к моменту публикации документы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность "Ставрополь-Севера", успели куда-то исчезнуть, о чем контролер-ревизор КРУ Минфина доложил в Северо-Кавказский РУБОП: "В связи с отсутствием бухгалтерского учета и необходимых первичных бухгалтерских документов проведение ревизии финансово-хозяйственной деятельности в ЗАО межрегиональной корпорации "Ставрополь-Север" считаю невозможным..."
Забегая вперед, скажу, что постановление о возбуждении уголовного дела о хищении 20 млрд. государственных рублей отменялось и снова выносилось... Газета писала: "Сложность следствия по хищениям в АПК, как отмечают правоохранители, прежде всего в том, что оно должно включать в себя сотни, если не тысячи других дел - и таких крупных, как в Ставрополье, и более мелких, на уровне отдельных фирм и фирмочек в различных городах и весях России. Сплетаясь в один клубок, оно раскрывает чудовищную картину коррупции чиновничества в России и основную ее примету - безнаказанность..."
Наш герой, однако, продолжал пробиваться в судебные завхозы Ставрополья. Потерпев фиаско в крае, вылетел в Москву, явился с тем же предложением к руководству Судебного департамента: назначьте меня начальником ставропольского управления! Ему все-таки отказали - департамент утвердил кандидатуру кадрового работника Игоря Горлатова (рекомендованного и руководством Южного федерального округа, и краевой администрацией).
...Но уже через четыре дня департамент издал еще один приказ - о назначении "самовыдвиженца" Керима Акуева... заместителем Игоря Горлатова. Можете себе представить состояние только что утвержденного начальника управления, которому "подсовывают" в замы человека, претендовавшего на его нынешнее место (и, наверное, не умерившего своих амбиций).
Я пытался понять, почему Судебный департамент вдруг "возлюбил" совершенно неизвестного человека, никогда не работавшего в данной системе, к тому же "самовыдвиженца", которых у нас обычно не очень-то любят. Но никаких внятных объяснений не получил. Чуть ли не единственное, что сказал по этому поводу "главный кадровик" департамента Николай Соловьев: мол, решение было "неким компромиссом", "чтобы не обидеть Акуева".
В Ставрополе мне говорили, что один из главных московских покровителей Акуева - заместитель начальника управления государственной службы и кадрового обеспечения Судебного департамента Кельмашкин (об этом, мол, и сам Акуев хвастался не раз). В департаменте, естественно, какую-либо протекцию Акуева категорически отрицают.
Читатель, вероятно, уже догадался, что было дальше: через некоторое время Горлатов подал заявление об уходе, но и.о. был назначен другой заместитель. Однако вскоре и для него нашлась другая должность - краевого судьи, и уж теперь-то во вторично освободившееся кресло уселся наконец именно Акуев. По любопытному стечению обстоятельств произошло это в тот же самый день (8 апреля 2002 года), когда управление Генпрокуратуры РФ в Южном федеральном округе издало постановление "Об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и о возбуждении уголовного дела"... против Керима Акуева - все по тому же делу о 20 миллиардах. Государство все еще пыталось вернуть деньги в казну.
Кстати, в Ставрополе меня разыскал еще один человек, жаждущий справедливости, - некто Алексей Балтанов, владелец полностью разоренной камчатской фирмы "БАЛТиКа". Причем разоренной именно Керимом Акуевым - во всяком случае так утверждает Болтанов в заявлении, поданном в то же самое управление Генпрокуратуры в Южном федеральном округе. Однако делает все это Болтанов без большой надежды на успех. "Все мои действия здесь, в г. Ставрополе, не могут быть заведены в мою пользу, т.к. с Акуевым никто не хочет входить в конфликт, - утверждает ограбленный предприниматель в заявлении. - Такие пояснения я получал от адвокатов и лиц, хорошо его знающих. В основном мне советовали его не трогать..."
Вернувшись из Ставрополя, я позвонил первому заместителю начальника Судебного департамента при Верховном суде РФ Владимиру Максимову, чтобы прояснить ситуацию.
- Да, у нас есть в Ставрополе проблема - нужен начальник управления, - сказал В. Максимов. - Нет-нет, Акуев ни в коем случае не будет назначен на эту должность.
От встречи и подробного разговора на эту тему он все же отказался. Не захотел быть откровенным с журналистом и "главный кадровик" Николай Соловьев. Сказал лишь, что "на Ставрополь сейчас рассматриваются несколько кандидатур". Но добавил немаловажную фразу:
- Акуев? Он и сегодня претендует...