ГИБЕЛЬ КОНСТЕБЛЯ

В минувшее воскресенье родные и товарищи по работе прощались со Стивеном Оуком, 40-летним полицейским констеблем, который убит в ходе операции против группы алжирцев в Манчестере. Облава проводилась полицией и спецслужбами в рамках расследования дела об изготовлении на территории страны ядовитого вещества рицина.

27-летний Камаль Бургасс, человек без определенных занятий, нанес Оуку несколько ножевых ранений, в том числе в грудь и в голову. Тем же ножом он ранил еще четверых полицейских. Гибель Оука, отца троих детей и опытного полицейского с отличной репутацией (кстати, как позже выяснилось, некоторое время назад он служил в группе охраны премьер-министра Тони Блэра), вызвала в Британии шок. Причем более всего люди были удивлены тем, что, отправляясь на антитеррористический рейд, полицейские были не только не вооружены, но и не имели на себе защитного снаряжения.
Крупный наряд отправился на улицу Крампсал Лейн в Манчестере, где, по данным внешних наблюдений, в покосившемся кирпичном доме 100-летней давности скрывался 23-летний алжирец, попросивший политического убежища в Британии. Предполагалось, что он связан с определенными террористическими организациями.
Прибыв на место, несколько полицейских в бронежилетах и с дубинками взломали дверь нужной квартиры, но вместо одного, обнаружили там трех мирно беседовавших молодых людей. На появление полицейских они отреагировали довольно спокойно, потому что привыкли к облавам с целью поимки нелегальных иммигрантов. Убедившись, что задержанные не собираются оказывать сопротивления, штурмовики взяли их под охрану и вызвали по рации в квартиру своих коллег из специального антитеррористического подразделения, которые должны были подробно осмотреть место.
А поскольку непосредственной опасности их жизни уже не должно было быть, то ни Стивен Оук, который как раз и оказался в этой второй группе, ни его товарищи не были ни вооружены, ни защищены. Однако войдя в квартиру, они сразу узнали в одном из арестованных давно разыскиваемого преступника. Тот почувствовал неладное, метнулся на кухню и, вооружившись большим ножом, попытался пробиться к выходу, нанося ранения безоружным полицейским. Но "бобби" одолели его числом...
По мнению следователей, этот алжирец является одним из главных подозреваемых в деле о рицине, небольшое количество которого было найдено в прошлое воскресенье в одной из квартир в северном Лондоне. Как сообщила "Таймс", второй задержанный (судя по всему, тоже алжирец по происхождению) находился в списке лиц, которых полиция разыскивала по этому же делу.
Это трагическое происшествие породило у британской общественности, как пишет газета "Дейли телеграф", два основных вопроса. Во-первых, почему полицейские выезжают на подобные операции без оружия? И вообще, насколько целесообразно, чтобы полицейские патрулировали улицы без пистолетов? И это в стране, где в последние годы резко возросло количество преступлений с применением холодного и огнестрельного оружия. К тому же, как свидетельствуют школьные учителя и воспитатели, носить при себе оружие вошло в моду у определенной части юношества.
Во-вторых, вновь с особой остротой встал вопрос об иммигрантах и просителях политического убежища. Масла в огонь подлило заявление главы агентства ООН по делам беженцев Рууда Люберса, который считает, что британские иммиграционные законы слишком либеральны. История с гибелью Стивена Оука усилила давление на министра внутренних дел Дэвида Бланкета. Его критики требуют, чтобы власти пересмотрели весьма либеральные законы об иммиграции и предоставлении политического убежища.