РЕКА ОТ СНЕГА ОТДЫХАЕТ

Город после нескольких теплых зим кряду совсем отвык от обильных снегов и морозов. Тридцать сантиметров осадков, выпавших в конце декабря и начале января, - количество для нашей широты не бог весть какое. И тем не менее казалось, что дорожное движение вот-вот парализует. А ведь это далеко не последний, вероятно, не самый сильный снежок в этом году. Справится ли город с новыми осадками?

Чтобы выяснить это, наш корреспондент отправился на один из самых мощных снегоплавильных агрегатов, что на улице Миклухо-Маклая, 21. Здесь утилизируют 7 тысяч кубометров снега в сутки. Напомним, городское правительство запретило высыпать собранный с улиц снег в реки еще два года назад. Чтобы не засорять водоемы, начали строить "снеготаялки". Теперь их 27 штук, а на будущий год планируется смонтировать еще 15.
У въезда на поддон, куда ссыпается убранный с улиц снег, пара автомобилей. Очереди нет, хотя в Юго-Западном округе, который обслуживает эта "снеготаялка", работают 500 самосвалов-снеговозов (всего же по Москве задействовано 10 тысяч единиц техники).
Приемный бункер "снеготаялки" чем-то напоминает мясорубку: под решеткой многочисленные шнекеры с зубьями для дробления и измельчения льда. Размолотая снежная масса проваливается "сквозь землю" и попадает в так называемую "песколовку", куда подается теплая вода из канализационного коллектора. В этом фильтре оседают весь мусор, песок и бытовые отходы, а вода с остатками талого снега сливается в канализацию. По идее температура талой воды в бункере не должна падать ниже + 16 градусов по Цельсию, потому что канализационные стоки постоянно саморазогреваются. Но это теория. Непривычные 30-градусные холода, которые в начале месяца совпали с сильным снегопадом, внесли свои коррективы и заодно выявили недоработки в конструкции. Половина столичных снегосплавных пунктов оказалась на грани остановки - снег не хотел таять, образовавшиеся ледяные пробки стали забивать отводные канализационные коллекторы. Вот тогда-то и выстроились перед снеготаялками многочасовые очереди из грузовиков, груженных снегом. Машины простаивали здесь, а новые порции снега уныло ждали в отвалах на городских обочинах.
Какой бы современной и качественной ни была снеготаялка, ее мощность напрямую зависит от пропускной способности сточных коллекторов. А их диаметр должен быть не менее 2,5 метра. Именно такие габариты и гарантировали от остановки снеготаялку на Миклухо-Маклая. А вот, например, в Южном и Северном Бутове нет ни одного коллектора шире 1,2 метра. В результате - засоры, которые тщетно пытались пробивать ломами и растапливать кипятком из водопровода. А в конечном итоге собранный снег пришлось вывозить на свалки и в овраги.
Тем не менее, по словам директора ГУП, капитального ремонта и благоустройства Юго-Западного округа (это предприятие является генеральным заказчиком по уборке территории округа) Валерия Хвана, во время недавних столичных снегопадов и аномальных морозов снегосплавные пункты в целом выдержали испытание. Того же мнения придерживаются и в "Мосводоканале", который содержит снеготаялки и отвечает за их работу. Для убедительности здесь даже назвали цифру: за первые дни года удалось-таки утилизировать более 3 миллионов кубометров снега.
Как ни странно, растаявший снег является предметом строгого учета. Это нужно "Мосводоканалу", чтобы контролировать все текущие расходы на содержание и эксплуатацию городских снегоплавилок. Сама же организация учета "снежинок" проста, как новогодняя елка: предприятие, занимающееся очисткой улиц от снега, закупает у Управления по эксплуатации снегосплавных камер (входящего в "Мосводоканал"), специальные талоны на переработку снега. Шоферы самосвалов предъявляют и гасят эти талоны непосредственно на снегосплавных пунктах. Вывалил снег в реку на полпути к снеготаялке - не погасил талон, считай - не работал.
Напоследок нас заверили: из недавних перебоев с уборкой снега сделаны выводы, и впредь, как бы ни разверзлись небеса, все основные трассы города будут убираться оперативнее.