АТАКА НА СУРРОГАТ

В России началась череда "водочных" скандалов. В центре судебных тяжб - права интеллектуальной собственности на самое известное российское спиртное - водку. Их оспаривают частное лицо и государство. Кто кого? На этот вопрос корреспонденту "Труда" отвечает Владимир ЛОГИНОВ, генеральный директор Федерального казенного предприятия (ФКП) "Союзплодоимпорт", которое представляет интересы государства в этой нелегкой и долгой борьбе.

- Владимир Григорьевич, объясните, как могло произойти, что товарные знаки на известные водки, которые выпускали еще в бывшем СССР, были зарегистрированы на частное лицо? Ведь, по сути, получается, что государство добровольно выпустило из рук права на свою интеллектуальную собственность, а сейчас вдруг спохватилось. Не поздновато ли?
- Нет. У нас прошло уже 300 судебных заседаний, и ни одного мы не проиграли. Попробую объяснить, почему началась эта алкогольная чехарда. В конце 60-х - начале 70-х годов водочные товарные знаки были зарегистрированы на внешнеторговое государственное предприятие "Союзплодоимпорт". Права на них, подчеркиваю, принадлежали государству, которое гарантировало качество продукции и обеспечивало поступления в казну. Вдруг в 90-е годы появилось акционерное общество с точно таким же названием, и возглавлял оба предприятия один и тот же человек. Не буду углубляться в юридические тонкости (сейчас этим делом занята прокуратура), но права на использование товарных знаков некоторых водок и настоек были перерегистрированы, по сути, на частное лицо. Вы правы: получилось так, что государство утратило права на свою интеллектуальную собственность. А сейчас мы их возвращаем. Между прочим, Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности зарегистрировало наше Федеральное казенное предприятие законным владельцем многих товарных знаков.
- Ничего себе - 300 заседаний! Не кажется ли вам, что многочисленные суды портят имидж России, которую и так на Западе считают страной, где отсутствует "адекватная защита интеллектуальной собственности"?
- Наоборот, такие разбирательства доказывают, что в России есть законодательная база, позволяющая государству бороться за свои права. И все споры об интеллектуальной собственности решаются цивилизованно, в суде. Правда, многочисленные судебные заседания отрицательно сказываются на имидже известных всему миру водочных брендов.
- Сколько алкогольных товарных знаков в России уже принадлежит государству?
- Всего 17. Это значит, что если какой-либо завод захочет их выпускать, он должен получить лицензию, которая будет гарантировать высокое качество и поступления в бюджет. В прошлом году мы заключили договоры с 30 заводами, а всего их в России более двух тысяч.
- И что в денежном выражении получит бюджет от лицензирования производства "государственной" водки?
- Доход состоит из двух частей. Первая - акцизный сбор примерно 27 рублей, которым облагается каждая бутылка, выпущенная по государственной лицензии. Вторая - лицензионные платежи за использование товарного знака. Размер лицензионных платежей устанавливается Минсельхозом России по согласованию с Минимущества РФ и зависит от объемов выпуска горячительного. Чем больше объемы - тем меньше лицензионные платежи. Допустим, производитель купил лицензию у государства и выпустил 5 млн. декалитров - в этом случае лицензионные платежи составят около 100 млн. рублей. А если учесть, что, по некоторым данным, в одной Москве ежедневно продается более миллиона бутылок спиртного, легко подсчитать, какие серьезные поступления обеспечивает торговля алкоголем.
- Вернее сказать, обеспечивала бы. Согласно статистике, около 40 процентов российского спиртного находится в так называемом "черном обороте" - выпускается без лицензии, с нарушением технологии, а, стало быть, отчисления с него в государственный карман не поступают.
- Вы правы, в России очень много контрафактной продукции, это касается не только алкоголя: 90 процентов аудио-, видеокассет, программ для ЭВМ, которыми завалены рынки, поддельные. Одна из наших задач - борьба с оборотом фальшивого спиртного. Мы вместе с правоохранительными органами в прошлом году проверили более 200 заводов, 105 из которых, как выяснилось, выпускали подделки под известную алкогольную продукцию. Возбуждены уголовные дела в Кабардино-Балкарии, Адыгее, Нижнем Новгороде, Пскове, Белгороде, Калининграде. Но расследовать преступления в сфере интеллектуальной собственности трудно, это понятие существует в российском законодательстве чуть больше десяти лет, стражи порядка не имеют достаточного опыта, да и экспертизы отнимают много времени. Вот, к примеру, торгует магазин поддельной водкой, выпущенной под известным товарным знаком. Карают за это только изготовителя, если его, конечно, удастся разыскать. Недостаточно хорошо разработана система наказания за преступления такого рода.
Кстати, по нашим данным, "паленой" водкой торгуют в одном из крупных концертных залов Москвы. Сейчас мы проверяем эту информацию. Пользуясь случаем, хочу попросить читателей сообщать о некачественной алкогольной продукции по телефону: 780-90-72. Постараемся, чтобы виновные были наказаны.
ТОЛЬКО ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2003 ГОДА В МОСКВЕ ОТ ФАЛЬШИВОЙ ВОДКИ УМЕРЛИ 263 ЧЕЛОВЕКА
Беседу вела