ВОЗВРАЩЕНИЕ НА КРУГИ СВОЯ

Он был феноменально популярен в 70-80-е годы прошлого века. Снимался у лучших режиссеров нашего кино, играл только главные роли, причем положительных и непременно романтических персонажей. Фильмы "Нежность" и "Влюбленные" Эльера Ишмухамедова, "Это сладкое слово "свобода" Витаутаса Жалакявичюса, "Раба любви" Никиты Михалкова, "Валентина" Глеба Панфилова, "Торпедоносцы" Семена Арановича снискали ему стойкое уважение профессионалов и восторженную любовь всего женского населения Советского Союза.

Впрочем, Нахапетов одним из первых понял, сколь недолговечны, изменчивы актерская популярность, зрительская преданность, как порой стремительно тают они вместе с первыми морщинами, и в один год с Никитой Михалковым (это случилось ровно 30 лет назад) подался в постановщики. Режиссерских высот своего коллеги и друга он, скажем честно, не покорил, но поставил несколько интересных, заметных работ, которые и сегодня охотно крутят по телевидению: "С тобой и без тебя", "На край света", "Враги", "Не стреляйте в белых лебедей", "О тебе"...
В первые перестроечные годы, когда мир с острым интересом воспринимал происходящие в нашей стране перемены, антифашистская драма "На исходе ночи" в постановке Нахапетова была приобретена для проката американской студией "ХХ век Фокс". Родион поехал в США помочь с продвижением картины на западные экраны (благо хорошо знал английский) и... домой уже не вернулся, оставив в Москве жену, известную актрису Веру Глаголеву, и двоих детей. Развелись они уже гораздо позже...
Эта история долгое время будоражила умы кинематографистов. Говорили даже о предательстве со стороны недавнего любимца публики, тем более что Вера Глаголева пережила и впрямь нелегкие годы. В давнем уже интервью она с горечью говорила мне, что случившееся стало для нее личной драмой, ведь жили они до того с Родионом душа в душу, охлаждения друг к другу не испытывали, и она долго не знала, как начинать жизнь заново.
Но не зря говорят, что время - лучший лекарь. Прошли годы, Вера вышла замуж за удачливого бизнесмена, вновь стала активно сниматься в кино, а звезда Родиона Нахапетова на родине, казалось, закатилась навсегда. О нем стали просто забывать. Да и в Америке дела у любимца советской публики, народного артиста РСФСР, исполнителя роли молодого Ленина (фильмы "Сердце матери" и "Верность матери") пошли не так хорошо, как он, вероятно, рассчитывал. Голливуд свои объятия Родиону Нахапетову не распахнул, "Оскарами" его не осыпал, да и вообще мода на все русское на Западе быстро стала проходить. Тем не менее Нахапетов в Америке не погиб, не пошел в таксисты, не спился, а вместе со своей новой женой Наташей Шляпникофф, русской по происхождению, основал независимую кинокомпанию, где поставил жесткие боевики "Телепат" и "Кровь успеха".
Они ему, правда, славы не принесли, и с этим багажом Родион вряд ли бы решил напомнить о себе на родине. Нахапетов сделал это куда более серьезным и достойным образом: создал в Америке благотворительный фонд "Дружба", целью которого стала помощь российским детям с врожденным пороком сердца. Сам сердечник, которому врачи предрекали смерть в подростковом возрасте, Родион спас с помощью американских врачей десятки ребятишек в российской глубинке. И уже этим оправдал, скажем так, странные обстоятельства своего отъезда и невозвращения на Родину.
Впрочем, вот как он сам говорил мне три года назад о мотивах своего желания остаться в Америке: "Меня спрашивают часто, что же случилось такое, что я не вернулся в Россию? А случилась любовь, которая буквально сразила меня наповал. Наташа была в Америке моим менеджером. Мы общались с ней день за днем, и постепенно ее характер, ее внешность, ее увлеченность моими фильмами, ее собственная неординарная судьба - все это перевело наши отношения в более глубокое русло. Эта любовь стала несчастьем, потому что она разрушила мою прежнюю семью. И стала счастьем, потому что я встретил человека, которого очень люблю, безмерно уважаю и с которым наша жизнь сегодня складывается очень хорошо".
Наташа стала новой музой Родиона Нахапетова. Человек незаурядных деловых качеств (она, в частности, прославилась организацией поездки Папы Римского в Америку, другими грандиозными проектами), Наташа находила деньги для фильмов Нахапетова, устраивала их американский прокат, что было делом нелегким: в Америке чужаков не любят. В итоге "Телепат" и "Кровь успеха" не только окупились, но и принесли некоторую прибыль, а сам Нахапетов пусть и не покорил новые кинематографические высоты, но доказал, что, будучи профессионалом, умеет работать на любой территории и в любом жанре.
Эти особенности его творческого почерка оказались востребованы, когда Первый канал решил снять в США одну из частей "Убойной силы" ("Миссия выполнима"). Тогда-то и вспомнили о Родионе Нахапетове - "нашем человеке в Америке". Он легко справился с этим проектом, а потом по заказу все того же Первого канала поставил 12-серийную криминально-мистическую сагу "Русские в городе ангелов", в которой наряду с нашими актерами снялись звезды американского кино Эрик Робертс, Шонг Янг, Гари Бьюзи, Лэйн Девис... Сам Нахапетов выступил в этом проекте в роли сценариста, режиссера и исполнителя главной роли.
Он сыграл осевшего в Америке бывшего майора милиции Андрея Сомова, в судьбе которого читаются, как мне показалось, внятные автобиографические мотивы. Во всяком случае, актер хорошо передал на экране профессиональную, человеческую неустроенность своего героя, его тоску по настоящему делу, по дому. Думается, не случайно в дни премьеры фильма Родион Нахапетов принял решение возвращаться в Россию, о чем объявил публично. Его жена Наташа, родившаяся в Харбине, девочкой переехавшая в Лос-Анджелес, готова последовать за ним в снежную Россию...
- Вы знаете, я живу в Америке, но остаюсь россиянином, - говорит Родион. - Я, кстати, и российского гражданства не менял. Россия для меня не только родина: весь строй моих мыслей и чувств, словом, весь мой духовный базис - он русский, российский. А понятия "американец", "американский" я к себе даже не применял.
Символично, что для своего возвращения на российский экран Родион выбрал фильм "Влюбленные-2", который снимает друг его кинематографической юности Эльер Ишмухамедов. Это продолжение популярного в 70-е годы фильма, который впервые по-настоящему прославил Родиона Нахапетова. Он играет все того же отважного, прямодушного героя по имени Родин (кстати, это настоящее, паспортное имя самого Нахапетова), который повзрослел, прошел Афган, был тяжело ранен, но пронес через свою полную тягот жизнь юношескую любовь к девушке с раскосыми глазами, которую, как вы помните, играла Анастасия Вертинская...
В дни своего 60-летнего юбилея (21 января) Родион Нахапетов как бы возвращается на круги своя: отдав дань в своем американском периоде творчества детективам, криминальным боевикам и прочим кровожадным фильмам, он снова говорит о главном - о любви...