НЕ НА ПТИЧЬИХ ПРАВАХ

Несмотря на то, что Минэкономразвития предлагало увеличить квоту на поставки импортного мяса птицы до 1 миллиона 90 тысяч тонн, глава правительства Михаил Фрадков поддержал позицию Минсельхоза. Квота на 2005 год остается прежней - 1 миллион 50 тысяч тонн. Таким образом российский птицепром получил реальный шанс увеличить производство курятины еще на 20 процентов, а к 2010 году оставить на долю импорта лишь 10 процентов внутреннего рынка.

Напомним, что в минувшем году уже был достигнут почти 20-процентный рост производства в отечественном птицепроме. "Прибавка" доморощенной курятины составила 156 тысяч тонн - по 1,1 килограмма в расчете на каждого россиянина. Как говорит первый вице-президент Россельхозакадемии, глава Росптицесоюза Владимир Фисинин, все 166 бройлерных фабрик благодарны премьеру за такое содействие в подъеме ведущей отрасли АПК. Как считают аграрники, импортные квоты сегодня не повышать, а снижать надо. Страна не почувствует никакого дефицита мяса птицы, даже если импорт уменьшить на 250 тысяч тонн.
Надо, как иронизируют некоторые эксперты, иметь куриные мозги, чтобы не замечать, что отечественное птицеводство выбралось из затяжной полосы кризиса и быстро наращивает мощь. Если в 2001 году на российском рынке мяса птицы импорт составлял 65 процентов, то в прошлом - 47. Как только в 2003 году правительство согласилось ввести квоты, прирост производства отечественной курятины стал стабильным: сначала на 12 процентов, затем - на 17, теперь дошло до 20. В Ленинградской области удельный вес птицы в общем производстве мяса достиг 74 процентов, в Свердловской - 67, в Московской - свыше 50. Отечественный цыпленок уже давно не ассоциируется с синей неощипанной птицей, которую предлагали продмаги во времена застоя. Теперь российские птицефабрики выпускают до 200 наименований первоклассной продукции. А наш более или менее кредитоспособный покупатель всегда отдаст предпочтение не перемороженному заморскому окорочку, а свежей курице, хотя она процентов на 8 - 10 дороже.
Кстати, судя по прогнозам западных экспертов, к 2022 году производство мяса птицы будет нарастать повсеместно. Ее уже сейчас в мире ежегодно выращивается 75 миллионов тонн, тогда как говядины - 56 миллионов. Если Россия хочет быть интегрированной в мировое сообщество и при этом сохранить свои перспективные отрасли, она должна стараться соответствовать тенденциям мирового продовольственного рынка.
Конечно, нашим производителям сложно конкурировать с западными. Вот что заявил корреспонденту "Труда" председатель совета директоров АПК "Михайловский" Наум Бабаев:
- В США на поддержку АПК идет свыше 55 миллиардов долларов в год. И так продолжается уже 20 лет. Совокупная поддержка агропрома в ЕС превышает 100 миллиардов евро. А у нас на это выделяется в сто с лишним раз меньше, чем в Европе. Если уж говорить о строительстве в России либеральной экономики, то сначала надо создать равные условия для конкуренции наших производителей с западными, а потом открывать границы для импорта. Если бы сейчас премьер Михаил Фрадков согласился с предложением Минэкономразвития увеличить импортные квоты на мясо птицы, то из отечественного птицепрома начался бы отток инвестиций. При всем при том, что россияне предпочитают доморощенную охлажденную птицу, надо понимать: дотированные "ножки Буша" или европейская курятина всегда будут дешевле.
По словам главы Мясного союза Мушега Мамиконяна, в ЕС господдержкой компенсируется до 40 процентов себестоимости всех видов сельхозпродукции, а у нас - не больше 2 - 3 процентов. Как тут выдержать соревнование по цене товара. Однако и Мамиконян уверен: в мясной отрасли следует делать ставку в первую очередь на курицу:
- Для того чтобы получить товарную говядину, надо растить скот свыше двух лет, для производства свинины требуется от 6 до 8 месяцев, а у курицы самый короткий цикл - менее 2 месяцев. Для инвестора крайне важны и этот временной фактор, и последовательное ограничение импорта. Речь идет не только о сырье. Из той же Бразилии в Россию не первый год поступают колбасы, другие полуфабрикаты из птичьего мяса. Готовая импортная продукция у нас не квотируется, однако конкуренцию отечественной она создает будь здоров какую. По идее нашему правительству надо ввести хотя бы пошлины на поставки этих товаров, коль уж запоздали с решением вопроса о квотах.
В российском птицепроме трудится свыше полумиллиона человек. Это одна из немногих отраслей, которую можно назвать комплексной интегрированной системой, обеспечивающей все процессы - от воспроизводства птицы до выработки и реализации готовой продукции. В первую очередь именно здесь применяются передовые достижения науки и техники. Именно здесь люди более всего озабочены тем, что им сулит обещанное уже осенью этого года вступление России в ВТО. В частности, Наум Бабаев, холдинг которого производит 60 тысяч тонн мяса птицы, а через пару лет собирается довести производство до 100 тысяч тонн, недоумевает:
- Я понимаю, зачем Китай вошел в эту организацию - у него огромный экспортный потенциал от легкой промышленности до электронной и бытовой техники. Все это надо пристраивать на мировом рынке. А у нас преимущественно нефть да газ. С продажей природных ресурсов, как я понимаю, проблем нет. При этом вступление России в ВТО поставит отечественный АПК в сложнейшие условия.
Главу Росптицесоюза Владимира Фисинина настораживает, что результаты переговоров о вступлении в ВТО не доводятся до общественности:
- Такого рода решения достойны всенародного референдума. Однако даже представители академической науки не в курсе, о чем именно договаривается российская сторона в лице Минэкономразвития с западными партнерами? А вдруг эти переговоры не на пользу России?
Кстати, когда возводилось большинство наших птицефабрик, рядом с ними, как правило, строились поселки городского типа с полным набором инфраструктуры - жилые дома, детсады, ясли, участковые больницы, клубы. Так что, по сути, речь идет о градообразующих предприятиях, где, слава Богу, еще сохранился кадровый потенциал. Там хорошо понимают: если настежь открыть границы для импортной курятины по демпинговым ценам, то отечественное птицеводство будет обречено. А вместе с ним и эти поселения птицеводов. Тогда полмиллиона человек с чадами и домочадцами будут выброшены на улицу, где им никто работу не предложит. Не слишком ли это высокая цена за строительство либеральной экономики, контуры которой толком даже не просматриваются?