ПО КУРСУ БУТЕРБРОДА

Финансовые аналитики полюбили фирменное блюдо Макдоналдса - биг-мак. Правда, отнюдь не за вкусовые качества. Вот уже 20 лет с помощью самого распространенного в мире бутерброда британский журнал "Economist" определяет ППС - паритет покупательной способности национальных валют. Поскольку бутерброд в 118 странах изготавливается из одних и тех же компонентов (хлеб, мясо, овощи, соус), то легко сопоставить реальный уровень цен.

Проведенное в начале года сравнение показало, что самый дорогой биг-мак сейчас в Швейцарии (там он стоит 4,9 доллара), а самый дешевый - в Китае (1,3 доллара). Россия входит в число самых дешевых стран (у нас цена биг-мака 47 рублей - 1,65 доллара). В США биг-мак стоит 3,15. Судя по ППС, среди самых недооцененных валют - китайский юань, таиландский бар и наш рубль. По "курсу бутерброда" доллар в наших обменниках должен стоить в два раза дешевле, то есть около 14 рублей. И эксперты журнала утверждают, что примерно такой курс должен установиться в условиях полной торговой и финансовой либерализации. Как известно, рыночная экономика - это сообщающиеся сосуды.
Сегодня ни для кого не секрет, что валютный курс в России зависит от Центробанка, который с помощью интервенций на бирже искусственно поддерживает доллар, чтобы обеспечить конкурентоспособность российских товаров на рынке. Не менее очевидно, что низкая стоимость бутерброда в России в том числе объясняется низкой зарплатой тех, кто выращивает и перерабатывает урожай, а также продает продовольствие. Но в отличие от дешевого биг-мака, который никто в Америку возить не станет, рабочая сила рано или поздно может использовать тот самый эффект сообщающихся сосудов. И для того чтобы люди не уезжали работать и поедать биг-маки в другие страны, работодателям в России зарплату придется повышать.
Вот тогда, вполне возможно, Центробанку на бирже делать будет нечего, поскольку курс установится в полном соответствии с паритетом покупательной способности.