Не ждем перемен

Умная комедия «Ольга» про жизнь среднестатистической россиянки, шедшая на ТНТ, по цифрам значительно уступила «Жемчугам» на «России 1»

Понимая, что зритель стремительно стареет, центральные каланы судорожно цепляются за своих пенсионеров и домохозяек


Серьезный портал, посвященный кино и театру, попросил телевизионных критиков назвать пять лучших на их взгляд сериалов минувшего года. Результат получился любопытным. Профессиональные, так сказать, зрители упомянули «Мажора 2» и «Шакала», «Черную кошку» и «Софию». Но значительно чаще звучали другие названия — «Ольга», «Пьяная фирма», «Бедные люди», «Крыша мира». Нельзя не заметить, что неформальными лидерами оказались сериалы, во-первых, не получившие рекордных цифр, а во-вторых, показанные в эфире каналов, не относящихся к числу первачей.

Сейчас на СТС идет комедия «Вы все меня бесите». Оригинальный сюжет, смешные шутки, сплошные звезды — и в главных ролях, и в крохотных эпизодах. Достойная работа. Но посмотрев на рейтинговые итоги прошлой недели, мы обнаружим, что эта премьера не попала в десятку лучших сериалов. А на первом месте оказался не премьерный «Шерлок Холмс», а «Гречанка» (Первый канал, доля аудитории 17,3%) — очередная сага про добрую девушку из провинции, встретившую богатого столичного жениха, но попавшую в водоворот неприятностей. Сто раз видели подобное. В середине декабря в топ-10 не вошла замечательная «Пьяная фирма» (ТНТ, 7,9%) со всеми любимым Михаилом Ефремовым. В лидерах тогда оказались изрядно приевшиеся «Тайны следствия» («Россия 1», 17,2%).

Почему же складывается такая картина? Может, потому что «Первый», где показывают вышеупомянутую 60-серийную мыльную оперу, доступней зрителям, чем СТС или ТНТ? Нет, цифры исследовательской компании Mediascope, приведенные здесь, относятся к московской аудитории, получающей сигнал нескольких десятков вещателей, и уж СТС с ТНТ — точно.

Или дело в том, что «федералы» раскручивают свою продукцию активней, чем их меньшие братья? Но и это не так. Осенью, когда ТНТ показывал «Ольгу», эта умная комедия про жизнь среднестатистической россиянки по цифрам значительно уступила шедшим в те же дни «Любимой учительнице» на Первом и «Жемчугам» на «России 1». Хотя афишами с Яной Трояновой, сыгравшей в ней заглавную героиню, вся Москва была увешана в течение нескольких недель. Да и вообще СТС и ТНТ объявляют о грядущих премьерах чуть ли не за месяц, тогда как первые две «кнопки» все держат в тайне до последнего момента. То есть масштабы промо здесь ни при чем.

И еще к вопросу о цифрах. По итогам 2016-го в борьбе между двумя гигантами — Первым каналом и «Россией 1» — по числу зрителей верх взял холдинг ВГТРК. Впервые в истории отечественного ТВ. Среднегодовая доля «России» (18+) выросла с 13,4% до 13,6%, а вот доля Первого упала с 14,3% до 13,3% .Узнав о таком исходе, «передовики» телепроизводства разразились победными реляциями, утверждавшими, что столь выдающихся результатов удалось достичь благодаря последовательному уходу от пошлости и чернухи в пользу осмысленного контента. Трудно сказать, что конкретно они имели в виду. Может, свою любимую фишку — исторический блокбастер «София»?

Первый же на свое серебро отреагировал скептически: просто не поверил цифрам, как делал это всегда, когда они оказывались не в его пользу. Вообще, надо отметить, чем дальше, тем болезненней становится реакция этого канала на измерения аудитории. Вспомним судорожные метания в конце прошлого года, когда из-за низкого рейтинга были прерваны показ «Обратной стороны Луны 2» и трансляция матчей хоккейного турнира, причем своего, родного — Кубка Первого.

Между прочим, в ходе того самого опроса критиков не раз прозвучало название «Салам, Москва». Этот очень сильный криминальный сериал, снятый по заказу канала Павлом Бардиным, повествует о расследовании преступлений, совершенных в среде мигрантов. Почему Первый так и не поставил его в эфир, ограничившись лишь платным показом на сайте? Посчитал тему слишком щекотливой? Или опять испугался, что массового зрителя не привлечет?

Подобных метаний на вещателях «второго эшелона» не происходит. Но не надо думать, что там безразличны рейтинги. Как только их показатели серьезно ухудшаются, тут же появляется информация о перестановках в топ-менеджменте. Цифры изучены — выводы сделаны.

И все-таки, почему сериалы на ТНТ и СТС, признанные критиками лучшими, по величине аудитории значительно уступают довольно посредственным проектам главных каналов? Ответ прост. Понимая, что зритель стремительно стареет, Первый и «Россия» судорожно цепляются за своих пенсионеров и домохозяек, начисто отвергая метод проб и ошибок. Серьезный продукт для зрителя со вкусом и умом кажется им рискованным. И в чем-то они правы.

А вот СТС и ТНТ бьются за молодого зрителя, хорошо осознавая, что отечественным сериалам тот предпочитает западные, а эфирному вещанию — интернет, и, следовательно, высоких результатов ждать не приходится. Но если на телевидении окончательно не ставить крест, то риски эти кажутся вполне обоснованными. Хотя бы в силу естественного сокращения возрастной аудитории.

Тут вот все дружно обрушились на новогодний эфир. Почему каналы не отреагировали на критику «Огоньков»? А потому что целевая аудитория смотрела их ничуть не хуже, чем в прошлом году. Даже лучше. «Федералы» умеют угождать своему зрителю. Значит, серьезных перемен от них ждать не приходится.

 

Гость 26 Января 2017, 17:10
И почему федеральные каналы не стремятся воспитывать зрителя? Ведь более молрдая аудитория, п :-) выкшая к более качестве нным фильмам, не будет смотреть через 10 лет, то что ей предлагает 1ый.




В Госдуме предложили учредить новый День Победы – над милитаристской Японией.