ИЩИ, ДЖЕК!

Дежурный по станции метро "Рижская" в разгар рабочего дня спал прямо на кафельном полу.

Дежурный по станции метро "Рижская" в разгар рабочего дня спал прямо на кафельном полу. Старшина Юрий Козлов бдительно охранял его сон - стоило кому-то в дежурке случайно поднять голос, он тут же прижимал палец к губам: "Тсс, пусть еще минут двадцать поспит, а потом мы пойдем гулять..." Заслышав волшебное слово, золотисто-палевый лабрадор Брикен тут же поднялся и вильнул хвостом: "Гулять? Я готов..." "Не сейчас, поспи еще", - погладил Юрий собаку. И уже обращаясь ко мне: "Мы заступили на дежурство три часа назад. Недавно я покормил пса, и ему нужен короткий отдых"...
Юре с Брикеном предстоит двенадцатичасовое дежурство - с 8 утра до 8 часов вечера. Впрочем, так было вчера, и так будет завтра. И собаки, и люди в столице последний год работают в усиленном режиме. Взрыв на станции метро "Белорусская", по мнению сотрудников отдела внутренних дел по охране метрополитена, - для этого причина уважительная. Но напряженки, увы, и без взрывов меньше не становится - что ни день, то операция - "Розыск", "Антитеррор", "Арсенал"... "Сплошная показуха", - убежден руководитель кинологического отделения ОВД метрополитена Игорь Храмцов, - ни времени, ни сил на нормальную работу не остается".
Сотрудники - с красными от бессонницы глазами, давно забывшие о том, что каждая неделя заканчивается двумя выходными, живут хоть надеждой: когда-то же кончится эта лихорадка! А для собак такая жизнь грозит нервным срывом, когда они напрочь откажутся выполнять любые команды человека. Недаром же "собачий КЗоТ" предписывает псам трудиться не чаще двух-трех раз в неделю и не больше 6 часов в день. Собака здесь все время на пределе. Среди множества запахов подземки с миллионами пассажиров она должна безошибочно унюхать запах керосина - верный признак взрывчатки. Кроме того, здесь среди множества людей, шумов в постоянно меняющейся обстановке требуется просто очень крепкая нервная система.
Как показал опыт, в полной мере вынести такую нагрузку способны далеко не все. В ходе конкурса, объявленного три года назад при создании кинологической службы, метрополитен сумел закупить лишь семь немецких овчарок. Выяснилось, что даже из этих самых послушных и легко поддающихся дрессировке животных лишь 2 из 10 отвечают нужным требованиям: не боятся свистка метропоезда, без страха ступают на движущийся эскалатор... Одна спаниелька - Джульетта, говоря языком кинологов, "дала клина" в первый же день службы, перестав соображать из-за содома вокруг. А вот лабрадоры, подаренные ГУВД одной китайской компанией, пришлись, что называется, ко двору. Эти элитные псы, купленные в Англии по 1500 - 2000 долларов каждый, чувствуют себя в подземке естественно, как в лесу на охоте. С той лишь разницей, что врожденные охотники, здесь они приносят своим хозяевам вместо подстреленной дичи найденные наркотики, оружие, взрывчатые вещества. Словом, все, что угрожает безопасности мегаполиса.
Представить охрану метрополитена без собак милиционеры уже не могут. "Овчарки, - рассказывает Храмцов, - работают строго по команде: "Ищи"... А лабрадорам и командовать не надо - они всегда в поиске: не пропустят, не обнюхав, ни одной бумажки или банки из-под пепси. Зато когда наш опытный сотрудник пятилетний Грей обследовал уже после взрыва станцию "Белорусская" и ничего не нашел, стало ясно, что движение поездов можно возобновлять - других "подарков" террористы не оставили. Важен и психологический эффект. Присутствие собаки - лучшая профилактика преступности: бандиты знают, что взятку ей не дашь, а пистолет она обнаружит хоть в кармане брюк под дубленкой, хоть в багаже. Как-то нашли даже пулемет "максим" в рабочем состоянии...
Вот и берегут милиционеры, насколько это возможно, своих верных помощников. "Сколько денег выделяется им на питание?"- поинтересовалась я. Оказывается, суточное довольствие 40-50-килограммовой собаки составляет 14 рублей 22 копейки! Это при том-то, что килограмм мяса в Москве дешевле 60 рублей не купишь! Но представить, как голодают несчастные животные, я не успела: Игорь Храмцов, предупреждая дальнейшие вопросы, распахнул в кабинете трехстворчатый шкаф - он оказался битком набит собачьими консервами. Да и псы при знакомстве оказались слишком упитанными, чтобы заподозрить их в том, что они живут на одну зарплату.
К сожалению, отделение состоит пока всего из 15 собак. Для того же, чтобы они несли службу не только в "горячих точках" вроде вокзалов, но и на всех станциях, надо минимум 60. Вот почему год назад правительство Москвы приняло решение о создании для метрополитена собственного кинологического центра (сейчас псов подземки приютил питомник служебного собаководства ГУВД в Балашихе). Место под центр уже выделено - на улице Дубовой рощи, неподалеку от Останкинской телебашни, скоро начнется строительство. Ну а за новыми четвероногими "оперативниками", скорее всего, ехать в Англию не придется. К открытию центра подрастут три лабрадорки, которых кинологи сознательно не стали изнурять службой, а оставили для размножения. Овчарка Зита - дочка и внучка чемпионов Европы, привезенная в питомник из Чехии, не стала ждать "официального благословения" на брак - уж очень хорош оказался кобель из соседнего вольера! Молодая мама, как по заказу, принесла пять кобельков и одну девочку.