ПОРА И УМОМ РОССИЮ ПОНИМАТЬ

Учебный год начался с обсуждения качества школьных учебников. Высказывались и спорили министры, депутаты, журналисты. Сейчас объявлен конкурс на новую учебную литературу для общеобразовательных школ. Но разве менее актуален вопрос о вузовских учебниках, а точнее, о высшем гуманитарном образовании, в котором нуждаются все наши студенты?

Вспомним, как мы жили относительно недавно. Высшее образование в СССР, кроме всего прочего, имело ясную и открыто декларируемую сверхзадачу: воспитание советского человека - строителя коммунизма. В центре вузовского процесса находились достопамятные кафедры истории КПСС, марксизма-ленинизма и даже сугубо научного коммунизма. Понятно, что теперь мы живем в другой, заметно изменившейся стране. А что произошло с образованием? Старые идеологические дисциплины, проделав ремонт, скорее похожий на косметику, трансформировались в десяток разноликих предметов от политологии и культурологии до педагогики и социологии. Совершенно очевидно, что сами по себе эти науки не нуждаются в каком-то оправдании и обосновании. Не очень понятно другое - так ли они необходимы будущим астрономам и ветеринарам, завтрашним станкостроителям и штурманам дальнего плавания.
На мой взгляд, новая вузовская гуманитарная подготовка нуждается не просто в плавном и разумном сокращении преподавания, быть может, интересных, но явно не обязательных предметов. Она должна быть не только дифференцирована, одно дело - обучение в традиционных университетах, где широкое гуманитарное образование существует традиционно и совершенно необходимо, другое - сугубо специализированное высшее образование. В вузе должно появиться новое ключевое слово - РОССИЕВЕДЕНИЕ. Курс россиеведения необходим нашим студентам в силу ряда обстоятельств, назову лишь некоторые из них.
Начну с почти очевидного - социально-политическая теория, распространявшаяся у нас с начала 20-х годов, продемонстрировала свою несостоятельность. В результате созданный ею образ всего мира и самой России оказался совершенно запутанным, искаженным и деформированным. Пора наконец разобраться в наших особенностях, специфике, пора сформировать правильные представления о собственной стране. Обратим внимание и на такой странный факт. В рамках Академии наук действует множество серьезных научных центров: институты США и Канады, Африки, Азии, Латинской Америки и т.д., и это замечательно, но плохо, что института России в России нет.
Приведу еще один аргумент. Острейшей для страны проблемой остается целостность государства и преодоление сепаратизма. Необходимо, чтобы у каждого россиянина был сформирован четкий и целостный образ Отечества. Хорошо, что юные москвичи изучают москвоведение, а в Казани занимаются историей татарского этноса, но все мы должны помнить, что Родина у нас одна, единая для всех россиян и называется она Россией.
Другой аргумент в пользу нового предмета состоит в следующем. С легкой руки Михаила Булгакова, мы любим повторять: разруха начинается в головах. Но подъем и возрождение страны тоже начинаются в головах. А для того чтобы понять, что у нас не "все всегда не как у людей", что лучше не "там, где нас нет", что дураков хватает везде, а дороги и у нас становятся лучше, - и нужно россиеведение. И тогда, может быть, не только власти, но и чудовищное по своей разрушительной силе телевидение перейдет наконец на нормальные, традиционные для нашей культуры патриотические позиции. И тогда наши студенты, и не только они, осознают, что родились мы не с залпом "Авроры", а на тысячелетие раньше, что наше государство - одно из старейших, наиболее успешных и перспективных на всей планете.
Кто будет спорить с тем, что патриотизм - важнейшее понятие для любого народа. Но формируется он все-таки не изобретенными Думой пропагандистскими кампаниями, он закладывается дома, в семье, он укрепляется (или разрушается) массовыми каналами, его закрепляют школа и вуз. Это хорошо известно во всех странах, и поэтому предметы типа "америкен стадис", "индиен стадис" или "арабиен стадис" изучаются действительно повсеместно. Соответствующий предмет необходим и нам. И хотя нет идеи, которую нельзя бы было довести до абсурда, решаюсь сказать прямо - начать надо с вузов, а заканчивать школой и даже детским садом.
Подчеркну, что речь идет не о новой науке, а о новом междисциплинарном подходе. Когда различные исследователи, изучающие страну в разных аспектах и ракурсах, объединяют усилия, действуют совместно и согласованно, их работа приобретает новое качество, становится более значимой и заметной. Так что же включает в себя россиеведение? Во-первых, историософию России. Речь идет, конечно же, не о повторении школьной программы. Накопленный веками опыт выявляется не через традиционную хронологическую последовательность, но через изучение ключевых сквозных тем, таких, как истоки и традиции российской государственности, российская культура, традиции и нравы, российские идеи, реформы, революции.
В программе нового предмета должен быть специальный курс русского языка. Наш язык как культурный феномен, его история и история алфавита, место в семье индо-европейских языков, материалы из сравнительного языкознания и социолингвистики, специфика мышления, задаваемая русским языком, - вот неполный перечень проблем, которыми предстоит заниматься студентам.
Особое место должно быть отведено изучению русской словесности и литературы. Важно понять образы, созданные нашими писателями, усвоить открытые ими идеи. Необходимо избавиться от многих мифологем. Например, некоторые студенты, и не только студенты, уверены, что критическая, сатирическая проза Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова - едва ли не зеркальное отражение русской жизни. Но литература критического реализма примерно так же соотносится с жизнью на Руси, как литература социалистического реализма с советской действительностью. Если у Чехова сто рассказов о несчастной любви и ни одного о счастливой - это вовсе не означает, что у нас не умели любить. Просто писателей беспокоило то, что болит, что тревожит, а то, что хорошо и правильно, не нуждалось в литературной рефлексии.
Завершать курс должен новый предмет, который называется философия России. Подчеркну, речь идет не о русской философии, не о ее истории, а о философском анализе самой России. Будут исследованы ключевые идеи, постоянно формировавшие наше общество и государство. На протяжении почти тысячелетия в основе всей многомерной и разноплановой духовно-социальной системы, называемой Россия, была русская идея (понятие введено Ф.М.Достоевским и В.С.Соловьевым). В ХХ столетии ее сменили коммунистическая идея и коммунистическая идеология, а сейчас, после распада СССР многие говорят о новой или возрожденной российской идее. Исследование того, как возникали и почему сменяли друг друга эти системы ценностей, и есть предмет философии России.
В разных регионах курс россиеведения может быть дополнен соответствующим краеведением, а в профильных вузах, скажем военных, может преподаваться история армии и флота, в технических - история российской науки и техники и т.п.
Все эти годы у нас идет спор о том, какой должна быть новая Россия. Одни склоняются к тому, что она может быть просто новым изданием СССР, другие считают, что нужно отбросить свою историю, начать все с нуля и копировать Запад. В то же время у новой России есть опасность превратиться в винегрет, смешивающий советское и российское (дескать, поклоняйтесь Николаю II в Петропавловке и Ленину - в мавзолее).
Наиболее правильным и продуктивным мне представляется путь ПРЕЕМСТВА, преодоления разрыва, происшедшего после Октября. Новая Россия может самовоссоединиться с Россией исторической, дооктябрьской, продолжить, насколько это возможно, логику своего развития с учетом всего происшедшего в ХХ столетии. Мы уже открыли железный занавес, не менее важно демонтировать красный фундамент, оторвавший нас от собственных корней.
В начале прошлого года, делая в Москве доклад на одной научной конференции, автор настоящей статьи по поручению участников встречи обратился к президенту и министру образования с предложением о поддержке разработки курса россиеведения. Уже в июне центр по изучению России Университета дружбы народов получил соответствующее распоряжение министра, а затем и дополнительное финансирование. Центр уже подготовил первый вариант программы курса россиеведения. Мы активно проводим ее публичное обсуждение с тем, чтобы максимально информировать общественность о наших планах и результатах. А возможных оппонентов и единомышленников призываем поделиться своими мыслями и соображениями.