ДОСТУП К ТРУБЕ

Как уже сообщал "Труд", в мае правительство намерено рассмотреть энергетическую стратегию России, которая разрабатывается в недрах Министерства энергетики с привлечением ведущих специалистов, политиков, ученых, представителей крупного бизнеса. Первоначально этот программный документ ожидался еще в ноябре прошлого года. Однако кабинет министров решил продлить срок подготовки стратегии, чтобы она получилась более жизнеспособной и качественной, чем все ее предыдущие варианты.

Из-за трудностей с транспортом нефти страна каждый день теряет 10 миллионов долларов
Кроме того, новая энергетическая стратегия должна подкрепляться конкретным планом действий, который также будет утверждаться правительством. Об этом рассказал на заседании расширенной коллегии Минэнерго премьер-министр РФ Михаил Касьянов. Он, в частности, подчеркнул, что в стратегии должны быть определены перспективы и траектория развития ТЭК как в целом, так и по отраслям. Сегодня подобных ориентиров не существует, подчеркнул глава правительства, это мешает развиваться не только отечественному топливно-энергетическому комплексу, но и всей российской экономике.
Одна из важнейших задач - отработка закона о равном доступе нефтяных и газовых компаний к "трубе". Эту тему развил министр энергетики Игорь Юсуфов. Он подчеркнул, что вопросы развития трубопроводных маршрутов как на внутренних, так и на экспортных направлениях, а также возможность свободного доступа к ним всех производителей углеводородного сырья - одна из наиболее острых задач сегодняшнего дня. В нефтяной отрасли этот вопрос в целом удалось решить. Сегодня к системам "Транснефти" на одинаковых условиях допускаются все компании, у которых качество нефти соответствует установленным нормам. Правда, скоро ситуация может измениться. Надо учитывать, что нефти из года в год добывается все больше, а отечественная трубопроводная система развивается медленно. Если сегодня не предпринять радикальных мер, то через несколько лет нефтяники окажутся перед парадоксом: нефти хоть залейся, а девать ее некуда.
- К 2012 году нас ожидает "проблема большого урожая", - не скрывал своей озабоченности президент "Транснефти" Семен Вайншток. - К этому времени нефтяные компании поднимут добычу до 500 миллионов тонн нефти в год. А пропускная способность системы - почти вдвое ниже. Для того чтобы привести в рабочее состояние хотя бы те магистрали, которые с 1993 по 1998 год были выведены из строя по ненадобности, потребуется три миллиарда долларов. Я уж не говорю о строительстве новых транспортных маршрутов...
Действительно, главным тормозом развития нефтяной отрасли стали отнюдь не ресурсы и нехватка инвестиций, а маломощная нефтяная труба. Конечно, доставлять сырье можно и другими видами транспорта, однако в этом случае цена его возрастает как минимум на 5 долларов за баррель. При нынешней конъюнктуре мирового рынка это не страшно. Но если цены упадут - Россия сразу же потеряет десятки миллионов тонн нефти или миллиарды долларов.
Поэтому, говорили участники коллегии, с одной стороны, в энергетической стратегии должны найти отражение пути снижения зависимости России от мировых нефтяных рынков, с другой - надо оперативнее решать вопрос о расширении нефтетранспортных систем. По подсчетам президента нефтяной компании "ЮКОС" Михаила Ходорковского, откладывая решение "вопроса по трубе", каждый день страна уже теряет 10 миллионов долларов.
Вопросы развития трубопроводного транспорта актуальны и для газовой промышленности. Они напрямую связаны с реформированием отрасли, либерализацией внутреннего рынка газа и экспортной политикой государства. Известно, что у Газпрома есть своя стратегия развития отрасли. Сможет ли она корректироваться в соответствии с новой энергетической стратегией России? Прежде всего должны быть определены сроки и последовательность освоения новых месторождений, даны ответы на вопрос, что разрабатывать прежде - недра полуострова Ямал, Штокмановское месторождение на шельфе Западной Арктики или природные кладовые Восточной Сибири?
Исходя из этого, предстоит решать вопросы первоочередности финансирования проектов, развития транспортных маршрутов. Диверсификация газовых коридоров - одно из важнейших условий эффективной экспортной политики. В марте правительство РФ собирается рассмотреть программу развития восточной части России, включая выход на рынки Китая, Кореи, стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а в апреле в центре внимания кабинета министров окажется Северо-Запад.
Развитие новых месторождений, увеличение добычи "голубого топлива" повлекут за собой необходимость расширения газотранспортных систем и обеспечения равного доступа к ним всех производителей.
- Пока из-за нерешенных вопросов о равнодоступности мы не используем пропускные возможности газовой трубы, - заявил И. Юсуфов. - Газпром неохотно пускает в систему газ "со стороны".
Министр высказался за усиление государственного контроля в регулируемых отраслях ТЭК. Это касается не только вопросов доступа к трубе, но и либерализации внутреннего газового рынка. Сегодня никто не знает настоящей цены газа, поскольку тон на рынке задают тарифы, установленные Федеральной энергетической комиссией. За последний год они увеличились на 30 процентов, хотя ценовую диспропорцию между затратами на добычу сырья и продажей его на внутреннем рынке в состоянии выдержать пока только Газпром. И то за счет экспортных продаж. Независимым производителям газа, не имеющим выхода на международные рынки, приходится туго.
Премьер-министр заверил, что правительство будет создавать условия для рентабельной реализации газа на внутреннем поле не только для Газпрома, но и для других производителей "голубого топлива"...