КАК ОБЕСПЕЧИТЬ САМОДОСТАТОЧНОСТЬ

Недавно в областной администрации прошла межрегиональная научно-практическая конференция на тему "Финансово-экономическая самодостаточность региона: опыт, проблемы и механизм обеспечения". Наш корреспондент встретился с губернатором Кемеровской области А.Тулеевым и попросил его ответить на некоторые вопросы, связанные с работой конференции.

- Аман Гумирович, в чем состояла основная цель конференции?
- Объединить ученых и специалистов. Предоставить им возможность обобщить накопленный опыт хозяйствования. Выработать рекомендации, направленные на формирование работоспособной стратегии развития региона, в первую очередь его обеспечения топливно-энергетическими ресурсами.
- Как, с вашей точки зрения, можно обеспечить самодостаточность Кузбасса?
- По мнению участников конференции, и я его полностью разделяю, самодостаточность нашего региона может обеспечить прежде всего развитие угольной отрасли. Сегодня Кузбасс добывает 53 процента общего объема российского угля и 84 процента - наиболее ценных коксующихся марок. Если в 1998 году налоговые поступления от предприятий отрасли не превышали 2,2 млрд. рублей, то в 2002 году они составили уже 8,6 миллиарда. Хочу особо подчеркнуть, что наш уголь сегодня востребован на внешнем рынке. С 1998 по 2002 год экспорт российского угля увеличился почти вдвое и составил 47,9 млн. тонн. Из них 36 млн. тонн - это экспорт из Кузбасса.
В ближайшие пять лет в связи с закрытием угольных шахт ожидается дальнейшее увеличение спроса на российский уголь на рынках Германии, Великобритании, Испании и Польши. По прогнозам специалистов, уже к 2010 году объем поставок угля из России в эти страны может достичь 60 - 65 млн. тонн в год.
Однако наш экспортный потенциал сдерживается недостаточным развитием портового хозяйства. Совокупный потенциал всех российских портов позволяет ежегодно принимать и обрабатывать всего лишь до 26 млн. тонн угля.
Важным для российских угольщиков является строящийся угольный терминал в Усть-Луге. Выход его на проектную мощность 8 млн. тонн в год планируется завершить в 2005 году. Только на фрахте при поставках угля через этот порт по сравнению с портами Прибалтики экономия составит не менее 2 долларов с каждой тонны. Это непосредственно повлияет на конечную цену угля, сделав его более конкурентоспособным и привлекательным. Считаю, что настало время объединить усилия федеральных и региональных властей и частных собственников. В Кузбассе такой опыт уже имеется.
В Усть-Лужском порту холдинговая компания "Кузбассразрезуголь" вложит в развитие угольного терминала 40 млн. долларов в течение двух лет. А в Мурманске объединение "Киселевскуголь" совместно с Мурманским морским пароходством участвует в создании современного комплекса перевалки угля.
- Известно, что одним из главных вопросов развития любой отрасли являются инвестиции. Как обстоит дело с инвестиционным климатом в Кузбассе?
- Я считаю, что рост инвестиций сдерживается бюрократами из Министерства природных ресурсов. За последние два года нами в Кузбассе не получено ни одной лицензии на разработку месторождений. И это при растущем дефиците коксующихся углей, добыча которых сопряжена с наибольшими временными издержками.
Сейчас в министерстве на согласовании находится программа лицензирования на 37 участков добычи угля. За последние два года Кузбасс мог бы начать строительство 12 новых высокорентабельных угольных предприятий мощностью 27,5 млн. тонн в год. По этой причине область упустила возможность привлечь около 6 млрд. рублей инвестиций. Соответственно федеральный бюджет недополучил более 1 млрд. рублей налогов.
В то же время инвестиционный потенциал, несмотря на "художества" чиновников, отнюдь не иссяк. Мы знаем многих, кто готов хоть завтра вложить в угольную промышленность Кузбасса вполне реальные, значительные суммы: по некоторым оценкам, до 500 тысяч долларов. Причем все эти потенциальные инвесторы - наши, отечественные.
Поэтому на президиуме Госсовета я попросил главу государства Владимира Владимировича Путина о том, чтобы региональные структуры Минприроды получили большие полномочия для осуществления лицензирования. Президент эту идею поддержал.
Рассматривая проблему финансово-экономической самодостаточности регионов, невозможно обойти и вопросы, касающиеся совершенствования налогово-бюджетной сферы. В настоящее время все горнодобывающие предприятия в зависимости от вида добываемых полезных ископаемых уплачивают налог по единой ставке. Например, на уголь - 4 процента, независимо от качества добываемого угля, а также от того, в каких горно-геологических условиях работает предприятие. Единая ставка не способствует повышению эффективности и конкурентоспособности горного производства, так как совершенно не учитывает его рентабельности.
По моему мнению, необходимо внести поправку в главу 26 Налогового кодекса РФ о дифференциации налога на добычу полезных ископаемых, поставив его размер в зависимость от таких важнейших факторов, как способ добычи - подземный или открытый; стадия освоения месторождения; качественный состав полезного ископаемого; горно-геологические и горно-технические условия эксплуатации (особо нужно предусмотреть возможность применения более современных технологий отработки).
По итогам конференции принято решение обобщить все предложения и направить их в Государственную Думу и Совет Федерации для подготовки соответствующих законопроектов.