ПОЛЕТ - ДАЛЬНИЙ, ТОЧНОСТЬ - ВЫСОКАЯ

В военных штабах наступило затишье. Маневры стратегических сил сдерживания на суше, в воздухеи на море закончились. На космодромах Плесецки Байконур состоялись успешные пуски межконтинентальных баллистических ракет "Тополь" и "Стилет". Одновременно в Баренцевом море отрабатывал боевые задачи весь цвет Северного флота во главе с нашим единственным авианосцем "Адмирал Кузнецов" А с авиабазы Энгельс триждыза эту неделю, начиная со вторника, уходилив многочасовой полет в сторону Северного Ледовитого океана стратегические бомбардировщики Ту-95 МСи Ту-160.

... Четыре турбовинтовых двигателя Ту-95МС общей мощностью 60 тысяч "лошадей" ревут так, что невозможно ни слова разобрать из того, что поясняет представитель Главного штаба ВВС полковник Александр Дробышевский, хотя он и стоит в метре. Тот стучит по часам и показывает растопыренные пять пальцев. Это означает, что ровно через пять минут, в 9.25 по московскому времени, два стратегических бомбардировщика с крылатыми ракетами на борту с интервалом в несколько минут поднимутся в воздух. Им предстоит провести в небе более 9 часов без дозаправки. Чуть позже взлетит третий, но он до Баренцева моря не дойдет. Его задача - "стоять" в зоне боевого дежурства, выполняя роль ретранслятора, то есть обеспечивать связь экипажей с руководителем полетов.
До пуска крылатых ракет остается 4 часа 35 минут. Точно в расчетное время ведущий, зам. комэска подполковник Владимир Земнухов, выведет ракетоносец в ту точку, где штурман капитан Александр Голованов нажмет на кнопку "пуск".
Накануне экипажи до мелочей отработали свои действия "пеший по летному". Было довольно забавно наблюдать, как серьезные мужики в камуфляже с игрушечными самолетиками в руках гуськом ходили по расчерченному полу учебного класса и наперебой сыпали цифрами. Азимут, скорость, время... Непосвященному ничего невозможно было понять, а вот начальник штаба полка внимательно ловил каждое их слово.
Утром, за полтора часа до вылета, на "предполетных указаниях" опять состоялось повторение пройденного, только в сокращенном варианте. Краткий доклад "начальника погоды": "Облачность ожидается 7-10 баллов". Доктор: "Больных нет!".
Две трети пути бомбардировщикам предстояло лететь по прямой. Эшелон - 7200-7500 метров. Трудно даже подсчитать, сколько людей на земле одновременно впряглись каждый в свою работу, чтобы полет, как говорят специалисты, прошел "штатно". Все наземно-технические службы аэродрома - это само собой. А кроме того, вдоль всего маршрута на случай (не дай Бог, конечно) непредвиденных ситуаций в полную боевую готовность были приведены аварийно-спасательные силы - дежурные вертолеты и самолеты.
Ровно в 14.00, как было предписано графиком, над Баренцевым морем, примерно в 300 километрах от Кольского полуострова штурман капитан Голованов дал первый залп. Спустя несколько часов по возвращении на базу он стоял под "брюхом" своего ракетоносца возбужденный и несколько растерянный и немногословно отбивался от окруживших его журналистов: "Да нет, не устал. Все нормально. Никаких неожиданностей. Еще бы, рад! Это же первый мой пуск. И удачный!"
Ровно в 14.05 боевую задачу выполнил экипаж ведомого майора Сергея Стекачева. Каждый ракетоносец выпустил по условному противнику по две крылатые ракеты Х-55.
... Авиабаза в Энгельсе - это 22-я гвардейская тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия. Точнее - половина, причем лучшая. Здесь, на Волге, стоят полки Ту-160 и Ту-95МС. Плюс два полка на более старых Ту-22М3 под Калугой и Новгородом. Еще одна дивизия дальней авиации дислоцирована на Дальнем Востоке.
Негусто при нашей необъятной территории. Но у командира дивизии гвардии генерал-майора Анатолия Жихарева иное мнение. Мы сидим в его полукруглом кабинете, том самом, который когда-то занимала командир легендарного полка "ночных ведьм" Герой Советского Союза майор Марина Раскова. В годы войны наших летчиц готовили в том числе и здесь, в Энгельсской школе пилотов. В двух шагах от рабочего стола комдива - полутораметровый глобус. Анатолий Дмитриевич накрывает ладонью Скандинавию, верхнюю часть Атлантики, потом проводит рукой над Индийским океаном.
- Все это - зона нашей ответственности. Ведь дальняя авиация - это резерв Верховного Главнокомандования. У президента должна быть "длинная рука". Это мы и есть. Ту-160 способен нести до 12 ракет с ядерной начинкой и до 45 тонн бомб. Ту-95МС - до 6 ракет. А чтобы, допустим, вывести из строя авианосец, необходимо 6-8 прямых попаданий крылатых ракет. "Стошестидесятые" недаром считаются лучшими в мире в своем классе. Если модернизация бортового электронного оборудования и систем вооружения будет идти успешно, они еще послужат никак не менее 15 лет. Сам-то планер менять не надо еще долго, а вот начинку...
Заботит генерала Жихарева и другое - подготовка летчиков. Это в нынешнем году керосина выделили дивизии столько, что комдив рассчитывает довести налет до вполне приличных в российских условиях 60-70 часов на каждого летчика. Хотя и это маловато, учитывая, что у американцев, к примеру, он составляет 200-250 на душу. Но все-таки последние годы - это не 96-й и не 97-й, когда авиаторы летали разве что только во сне. Провалы в боевой подготовке тех лет сказываются до сих пор. Доходит до того, что не каждый командир корабля сможет сейчас успешно провести дозаправку в воздухе. А ведь это для "дальника" самое главное.
Средний возраст командира корабля здесь - 28-32 года, правого летчика и штурмана - 25-27. Их еще учить и учить. А тут резины на колеса не хватает. Да и других запчастей тоже, как жаловался мне один из техников. Подхожу к нему под фюзеляж "тушки", спрашиваю: "Служить-то что-нибудь мешает?" Думал услышать в ответ про небольшую зарплату, а он показывает рукой вверх, на раскрытые бомболюки, где бесчисленные провода змеями опутывают какие-то приборы: мол, было бы чем ремонтировать эту махину - и можно служить...
Кстати, средняя зарплата в городе Энгельс - 2100 рублей. На этом фоне даже лейтенантские 4 с лишним тысячи выглядят терпимо. Хотя зарплата комдива в 15 тысяч по сравнению с 6 тысячами долларов у командира американского ракетоносца смотрится жалко.
Даже за неполных два дня, что провел в дивизии, бросилось в глаза, что тут не забывают о быте. Перед Новым годом сдали 66 квартир, до этого - еще два 216-квартирных дома. Холостяки живут в общежитии в комнатах на двоих. Горячая вода, душ, телевизор, кухня - все есть. В солдатской столовой с изумлением увидел столики на четверых с фарфоровой посудой и официанток в белых передниках, которые не по праздникам, а по будням предлагают бойцам на выбор по два первых блюда. Что такое наряд по кухне, солдаты не знают вообще. Полковник Петр Барановский, бессменный командир авиатехбазы с 1987 года, объясняет такую роскошь интересами боеготовности. Когда несколько лет назад у них сократили 380 должностей рядового и сержантского состава, то чистить картошку солдатам стало просто некогда. Пришлось нанимать гражданский персонал.
И уж совсем был поражен, когда побывал в солдатской казарме. Чуть ли не евроремонт исключительно собственными силами. Офицеры рассказывали, что совсем недавно получили за это крупный нагоняй от одного очень высокого заезжего начальника. "У вас не казарма, а профилакторий, - сказал он, - а в казарме должно пахнуть солдатскими портянками".
...Крылатая ракета вывалилась из люка, на секунду зависла и стремительно ушла вперед. Тип Х-55 - это дальность до 2500 километров. Где-то на маршруте ее перехватили наши МиГ-31. На учениях были задействованы практически все типы самолетов, стоящих на вооружении ВВС. Вот только над Атлантикой нашим "дальникам" сейчас побывать не удалось. Но это в другой раз.