ОЛЕГ В СЕМЕЙНОМ ИНТЕРЬЕРЕ

Об Олеге Янковском, снявшемся более чем в 60 фильмах и сыгравшем десятки ролей в театре, написано очень много. Их авторы пытаются разгадать феномен его необыкновенной популярности. Режиссеры, работавшие с Янковским, в один голос утверждают, что этого актера "любит камера". Репортеры, имеющие пристрастие к пикантным подробностям из жизни знаменитостей, так и не смогли "накопать" ни одной скандальной истории, связанной с Олегом Ивановичем. Но я, например, "купилась" на информацию в одном журнале о том, что бабушка актера была француженкой. И поэтому, когда пришла к старшему брату Олега Янковского, Ростиславу Ивановичу, живущему в Минске, в первую очередь попыталась разузнать подробности французских корней их рода.

- Да откуда вы взяли такое? Вечно эти журналисты навыдумывают, - с присущей ему эмоциональностью запротестовал Ростислав Иванович.
Доложу вам, что он в свои 70 с маленьким хвостиком выглядит весьма импозантно. Седая шевелюра придает ему особый шарм. Он исполнял серьезные роли в советской и зарубежной классике на сцене Русского драматического театра имени Горького в Минске. Избирался депутатом Верховного Совета БССР в 1980-е годы. Сейчас он сенатор в белорусском парламенте. Более 50 лет живет в мире и согласии с женой Ниной, отец двух сыновей и дважды дедушка.
А с братом Олегом, как говорит Ростислав Иванович, они очень близки и во многом похожи. Их отношения никогда не прерывались и не омрачались никакими разладами. Бывают друг у друга в гостях. Кстати, в программе очередного визита Ростислава Ивановича в Москву не только большое застолье, но и поход в театр на премьеру последнего спектакля "Все оплачено", где играет его младший брат.
- Наша семья имеет зато дворянские корни, - не без гордости говорит мой собеседник. - Родители отца жили в своем имении под Витебском. Отец окончил кадетский корпус и юнкерское училище с отличием. Был штабс-капитаном лейб-гвардии Семеновского полка, имел Георгиевский крест. Принимал участие в знаменитом Брусиловском прорыве, в боях был тяжело ранен. Позже перешел на сторону Советской власти, служил ей верой и правдой. Позже наряду с другими красными командирами с "голубой кровью" его арестовывали органы НКВД, но, к счастью, все обошлось... Генералом царской армии был дедушка по маминой линии Сергей Афиногенович Ненастьев. Он, кстати, не захотел стать красным командиром, говорил, что сохранит верность присяге, данной однажды императору. Пошел работать сторожем в госпиталь. Кстати, он очень одобрял мамино замужество. Мама тоже из дворян. Наша бабушка по материнской линии, Ольга Афиногеновна Ненастьева (в замужестве Зиновьева), проживала в Симбирске, их дом был недалеко от дома Ульяновых. Бабушка любила вспоминать, как Володя Ульянов катал ее на лодке по Волге. В первые годы советской власти дворянские замашки бабушки оказывались иногда чреватыми неприятностями. Она по-прежнему всех называла "господами". Наши родители, как и дедушки-бабушки, попали в водоворот истории. Но я знаю, что все они были люди значительные, сильные духом, имели множество талантов. Отец, например, прекрасно пел. Любил сцену, чтение вслух...
Творческая судьба артистов Янковских сложилась весьма успешно. Оба брата сделали карьеру и не были обойдены вниманием государства... Родовитость и "голубая кровь", как мы знаем, сейчас очень даже престижны, хотя Янковские этим не козыряют.
- После того как умер наш отец, маме пришлось очень трудно, - продолжает Ростислав Иванович. - Я был уже взрослый, начал зарабатывать на жизнь, а у нее на руках оставались трое - престарелая мать, средний сын Колька и младшенький, Олежка - всеобщий любимец. Наша мама мечтала о девочке, поэтому Олегу в детстве завязывала бантик на голове. И тот не сопротивлялся. Характер у нашей мамочки, несмотря на ее женственность, был непреклонный.
Теперь мало кто знает, что Олег начинал свою карьеру на сцене Русского драматического театра имени Горького в Минске. Вот как это было.
- В середине 50-х годов я начал работать в Минске. Квартиры у нас своей не было, - говорит Ростислав Янковский, - жили мы с женой в театральной гримерке. Мать нам писала, что живется им трудно, что Олежка и Колька ждут ее после работы на завалинке возле дома, но она не всегда может принести им что-нибудь поесть. Недолго думая, мы с женой забрали Олега в Минск. В тесноте, да не в обиде прожили вместе три года. В школе Олегу предложили сыграть небольшую роль. Потом была еще одна. Знакомые стали говорить, что Олегу стоит подумать об актерстве. Олег поступил по-своему, вернулся к матери в Саратов. История с его поступлением в саратовское театральное училище весьма любопытна. Документы туда подавал наш средний брат Николай, а экзамены вместо него ходил сдавать Олег...
Когда Олег и Николай обзавелись семьями, то некоторое время жили в старом родительском доме. Тогда жена Олега - Людмила Зорина была знаменитостью. Но вскоре взошла "звезда" и его самого, и началась его стремительная карьера. Случилось это после того, как саратовский театр поехал на гастроли в Санкт-Петербург. Увидев брата в роли князя Мышкина, известные режиссеры Марк Захаров и Игорь Владимиров одновременно пригласили молодого актера к себе. Тот предпочел театр Ленинского комсомола.
Сейчас сын Олега Янковского - Филипп сам снимает кино. Младший сын Ростислава Ивановича Владимир также режиссер, клипмейкер. Старший его сын Игорь, имеющий актерское образование, занимается рекламным бизнесом в Москве. Все Янковские держатся друг за друга. Между прочим, Олег и Ростислав снимались вместе в фильме "Служили два товарища". Обоим пришлось воплотить на сцене своих театров образ Петра Великого... Ростислав Иванович с любовью и уважением относится к творчеству своего младшего брата. По его мнению, это самый сильный актер в теперешнем кино, "ничуть не хуже Николсона и других западных "звезд".
На мой вопрос, что помогало Янковским в их артистической карьере, Ростислав Иванович, не задумываясь, ответил: "Поддержка семьи. Ведь когда у человека есть крепкий и надежный тыл, хочется сделать очень многое, и многое получается".
Беседу вела