РЕАКЦИЯ НА ХОЛОД

Ну вот и приземлились. Турбины стихли, звучит привычное "Экипаж желает вам всего доброго" и напоминание, что в Кемерове - непривычные даже для Сибири минус 50.

По дороге из аэропорта через равные промежутки - "гаишники" в тулупах рядом с пыхтящими эвакуаторами. "Губернатор приказал, - поясняет таксист Слава, - чтобы по всем трассам области сутками стояли - выручать "водил", кто застрянет". Еще на въезде в город замечаю поднятые над землей трубопроводы под шапками снега. Газ? "Тепло, - поправляет Слава, - в домах "Ташкент"! И мы въезжаем в заиндевевшую столицу Кузбасса. Зимний рассвет еще не скоро, но в промышленном центре на работу идут рано, а выметенные, с сугробами по бокам улицы почти пусты. "Тулеев, - поясняет Слава, - просил директоров не напрягать тех, без кого производство может день-другой перетоптаться. Железо железом, а первая забота - люди, это Гумирыч здесь всем затвердил".
Несмотря на ранний час, губернатор, уже закончивший ежедневную селекторную планерку с руководством муниципалитетов и коммунальных служб области, встретил меня в рабочем настроении и с ходу стал давать развернутые пояснения к уже увиденному и услышанному. "Почему теплотрассы над землей? А они проще в обслуживании, строительство и ремонт обходятся дешевле. Не эстетично? Зато, заметили, снег на них лежит, не тает. Значит, заизолированы на совесть, а это - минимальные потери тепла. Всего же по области теплосетей у нас в 2-трубном исполнении на 4 тысячи км плюс еще 10 тысяч км водопроводов. Конечно, изношенность их немалая. Что, кстати, характерно для инфраструктуры ЖКХ по стране в целом. Поэтому устойчивая работа всей системы, включая, конечно, и электросети, и котельные, которых у нас почти полторы тысячи, невозможна без оперативного контроля. В Кузбассе его совместно ведут муниципальная и областная диспетчерские службы, аварийно-восстановительные отряды быстрого реагирования ЖКХ и Служба оперативного контроля за работой систем жизнеобеспечения. И, как только мы получили прогноз синоптиков на экстремальные температуры, сразу перевели "оперативников" на круглосуточное дежурство".
- Без сбоев, - продолжает Тулеев, - увы, не обошлось. Скажем, в Киселевске порвался водовод, а в селе Раздолье - это в Топкинском районе - отключилось электроснабжение. Но аварийщики были начеку. В Киселевске оперативно устранили утечку, так что многие жители просто не ощутили никаких неудобств. В том же Раздолье подтянули передвижную дизельную подстанцию, которая питала энергией местную котельную, пока шел ремонт ЛЭП. Главное, мы не допустили ни тяжелых аварий, ни размораживания водоводов и систем отопления.
Как потом мне рассказывали ответственные чиновники в областной администрации, на борьбу со снежными завалами и обледенением ЛЭП и дорог были мобилизованы все силы и средства, а на случай возможных аварий подготовлены передвижные дизельные электроподстанции, энерго- и пожарные поезда. Все это обеспечило бесперебойное тепло и свет в домах, учреждениях и на предприятиях Кузбасса, помогло ему пережить морозы без экономических потерь и человеческих стрессов. Круглосуточно дежурили не только эвакуаторы на дорогах, но и группы немедленного реагирования в каждой школе и больнице, повсюду были развернуты пункты по оказанию помощи людям при обморожении. Нуждающимся малообеспеченным семьям бесплатно раздали по 3 тонны угля. А в ответ на призыв губернатора - "здоровье людей важнее производственной прибыли" - крупнейшие предприятия дали на время морозов своим работницам, да и многим работникам оплачиваемые отгулы.
- Оперативный контроль над функционированием ЖКХ, конечно, нужен, но ведь и сама структура должна быть крепкой? - продолжаю разговор с губернатором.
- Этим-то, - говорит Тулеев, - мы в первую очередь и занимаемся, ежегодно технически перевооружая и модернизируя основные фонды жилищно-коммунального комплекса области. Так, только в прошлом году, закрыв 39 морально и физически устаревших кочегарок, построили и реконструировали 67 котельных, ввели более 500 км теплотрасс и водоводов. Из них 170 км долговечные, не подверженные коррозии полиэтиленовые водопроводные сети. В год 60-летия Великой Победы началась реализация областной программы по установке пластиковых окон ветеранам войны, и уже успели установить такие окна в тысяче квартир, что позволило повысить температуры в них на 5-7 градусов. А малообеспеченным семьям бесплатно установили 6600 счетчиков расхода холодной и горячей воды, чтобы они платили за реальный расход воды и не оплачивали утечки всего дома. В этом году нам предстоит продолжить модернизацию теплоисточников и замену ветхих сетей, внедрение энергосберегающих технологий.
- На все это нужны немалые средства, как бюджет-то справляется?
- Да у нас уже частные предприятия обслуживают 60% жилья (всего в области более 42 млн. кв. м муниципального жилья) и оказывают половину коммунальных услуг. В водоснабжении же доля частных компаний и вовсе 80%. И частный капитал все больше вкладывается в модернизацию областного ЖКХ. Так, одно только ОАО "Северо-Кузбасская энергетическая компания" израсходовало более 90 млн. рублей на реновацию объектов теплоснабжения в Березовском (ранее на это сам город тратил по 17 миллионов ежегодно). В итоге обновили сразу 14% местных теплосетей, реконструировали одну котельную, а на других установили новые теплообменники, капитально отремонтировали два котла. А котельную, снабжавшую паром завод панельного домостроения, задействовали для нагревания воды, поступающей в тепловую систему города. А вот ОАО "Кузбасская электросетевая компания", обеспечивающее электроэнергией 11 городов и 3 района области, вложило за год более 50 млн. рублей в строительство, реконструкцию и капитальный ремонт электросетей. Всего же за 2005 год частные компании инвестировали в коммунальную сферу региона полмиллиарда рублей.
...Я уезжал из Кузбасса, когда здесь немного "отпустило" - всего-то минус 35. Но уже ждали второй волны стужи, и вдоль дороги в аэропорт по-прежнему несли вахту эвакуаторы.