08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МЕЖДУ ПОЛИТИКОЙ И МЫЛЬНОЙ ОПЕРОЙ

Общее ощущение: фестиваль разросся до такой степени, что только немецкая педантичность позволяет им управлять. На входе в кинозал обыскивали каждого, открывая даже визитницы с карточками: искали не оружие, а миниатюрную видеотехнику, чтобы предотвратить кинопиратство. Пройти в пресс-зал с компьютерами было проблемой, перед вечерними просмотрами у фестивального дворца скапливались толпы, в новое здание кинорынка прорывались с трудом, количество фильмов во всех программах достигло без малого четырехсот.

Фестиваль отдал благодарную дань истории кино. Польский классик Анджей Вайда, занятый сейчас работой над фильмом "Катынь", был награжден почетным "Золотым медведем". Показывали ретроспективу "Девушки мечты", посвященную звездам 50-х годов. Можно было увидеть совсем юную Марину Влади в фильме "Перед потопом", Элизабет Тейлор в "Месте под солнцем", Брижит Бардо в "Истине", Лану Тернер в "Имитации жизни" и Татьяну Самойлову в фильме "Летят журавли". Увы, помимо этого русская речь прозвучала на Берлинале только в фильме "Ловитор" Фархота Абдуллаева (детский конкурс) и в украинских "Счастливых людях" Александра Шапиро. А также в австралийской конкурсной картине "Кэнди", где Хит Леджер, играющий поэта-наркомана, смотрит по телевизору "Зеркало" и слушает стихи Арсения Тарковского. От этого, впрочем, интеллектуальный уровень фильма заметно не вырос.
Фестиваль посетили большие звезды - помимо Леджера, это были Мерил Стрип, Сигурни Уивер, Джордж Клуни, Вуди Харрельсон, Изабель Юппер. Были такие экстравагантные персонажи, как рок-идол Мэрилин Мэнсон, готовящийся дебютировать в режиссуре экранизацией "Алисы в стране чудес", или бывший гэдээровский разведчик Маркус Вольф, брат режиссера Конрада Вольфа. На открытие кинорынка пришла сама госпожа канцлер Анхела Меркель. Но всех затмили своим эффектным появлением трое лондонских пакистанцев, брошенных в американскую военную тюрьму в Гуантанамо и проведших там больше двух лет - пока их не выпустили из-за отсутствия компрометирующих улик. Директор Берлинале Дитер Косслик особенно гордился этими гостями: "Где еще на фестивальном красном ковре можно увидеть реальных жертв насилия?"
"Дорога на Гуантанамо" британцев Майкла Уинтерботтома и Мэта Уайткросса, посвященная этой теме, была принята берлинской публикой на ура. Что еще более удивительно, этот критичный по отношению к Америке фильм был высоко оценен главной голливудской газетой Variety и удостоен сравнения с "Фаренгейтом 9.11" Майкла Мура. Но политического безумия, сотрясавшего Канн два года назад, не повторилось. Прозвучали и голоса сомнений: действительно ли перед нами невинные жертвы? В итоге долгих дебатов жюри наградило создателей "Дороги на Гуантанамо" призом за режиссуру, почетным, но не главным.
Неожиданностью было и то, что ни Клод Шаброль ("Комедия власти"), ни Роберт Олтмен ("Друг прерий", фильм, который лидировал в рейтинге критики), ни Сидни Люмет ("Признай меня виновным") не получили никаких наград - словно живых классиков вовсе не было на фестивале. "Прокатили" и играющих в этих фильмах суперпрофессионалок - Изабель Юппер и Мерил Стрип. Жюри предпочло более молодых немецких исполнителей. Сандра Хюллер признана лучшей актрисой за роль психически больной девушки в фильме "Реквием". Мориц Бляйбтрой из "Элементарных частиц" получил "Серебряного медведя" за роль хронического неврастеника. Кроме того, "Серебряным медведем" за артистический вклад наградили Юргена Фогеля, который сыграл страдающего маньяка в фильме "Свободная воля". Немецкое кино, хотя и было чересчур зациклено на проблемах психопатии, тем не менее показало высокий класс режиссуры и уровень социальной ответственности, ведь все герои-психи представлены в конечном счете продуктами общества.
Самое странное решение жюри приняло, разделив Гран-при (второй по значению приз) между иранским фильмом "Офсайд" Джафара Панахи и датским "Мылом" датчанки Пернилле Фишер Кристенсен. Тут хотелось воскликнуть: судей на мыло! Иранская картина поднимает серьезные проблемы эмансипации женщин. Сюжет разыгрывается во время футбольного матча Иран - Бахрейн за выход в мировой чемпионат. На стадион - традиционную епархию мужчин - прорываются переодетые в мальчишеский наряд девочки-болельщицы. Фильм и смешной, и печальный, и в итоге оптимистичный: понятно, что молодое поколение уже не приемлет старые догмы, хотя и болеет за свою страну. Картина сделана остроумно и легко, изящно срежиссирована, наполнена дыханием жизни.
А вот датская драма о женщине, разочарованной в грубых самцах, и трансвестите, бесконечно смотрящем "мыльные" сериалы и ждущем операции по перемене пола, производит довольно заурядное впечатление. На фоне виртуозного мастерства Олтмена достижения Кристенсен кажутся детским садом. Ей бы вполне хватило приза за дебют, хотя "Грбавица" боснийки Ясмилы Жбанич, тоже дебютная лента, гораздо сильнее. Однако ее жюри предпочло вытащить на главный приз - "Золотого медведя".
Можно ли считать это решение политическим? В какой-то степени - да. Фильм рассказывает о девочке-сорванце, которая постоянно конфликтует с матерью и не понимает, почему та не предъявит свидетельство того, что ее отец погиб за свободную Боснию. Это дало бы возможность получить бесплатный билет на школьную экскурсию. Когда всплывает правда, а вместе с ней подробности пережитого матерью во время террора в Боснии, фильм достигает кульминации страстей. Получая приз, режиссер напомнила о том, что Радован Караджич и другие военные преступники остаются на свободе. Но фильм не сводится к политической агитке и убеждает художественными образами. Поэтому в данном случае упрекать жюри под руководством актрисы Шарлотты Рэмплинг нет резона.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников