ГДЕ ТВОЙ ЧЕРНЫЙ ПИСТОЛЕТ?..

На днях судебный департамент при Верховном суде России для обеспечения безопасности судей закупил 12 тысяч пистолетов. Как заявил глава этого департамента Александр Гусев, вызвано это тем, что проблема безопасности людей в строгих мантиях стоит весьма остро. И теперь любой российский судья может получить для самообороны оружие.

Россия, конечно, не банановая республика, где вердикт судьи часто зависит от количества предложенных долларов либо от числа выпущенных пуль. Тем не менее особым законопослушанием и наши соотечественники никогда не отличались. В результате ежегодно у нас погибает до 10 судей и членов их семей. А покушений на их жизнь и имущество - до нескольких сотен. По словам Александра Гусева, в прошлом году "в нашей системе было зафиксировано 310 чрезвычайных происшествий". В 2005-м таковых было зафиксировано 304. Какой-никакой, а все равно неутешительный рост. В Соединенных Штатах, скажем, с их давними гангстерскими традициями количество инцидентов с судьями меньше в десятки раз.
Впрочем, это только официальная статистика. Российская действительность еще суровей. Практически любой судья, рассматривающий уголовные дела, может рассказать не одну историю о том, как ему угрожали. Родственники подсудимых. Их приятели. Бывает, даже близкие самих пострадавших - эти обижаются, что слишком малый срок обидчикам дали. Если бы ЧП считались и эти ситуации, на выходе у нас получалось бы число с тремя нулями.
В Российской Федерации судейскую мантию носит более 25 тысяч человек. Ранее считалось, что профессия эта в основном мужская. Но в последние годы многое изменилось. "В бой" пошли и женщины. В судах общей юрисдикции их теперь даже больше, чем представителей сильного пола. Женский уклон в кадровом хозяйстве Фемиды приводит к тому, что жертвами, увы, все чаще становятся именно женщины-судьи. Так, в последние годы в Воронеже была убита судья Галина Зуевич, в подмосковном Долгопрудном выстрелом из обреза - судья Наталья Урлина. В столичном Останкинском суде погибла судья Ольга Лаврентьева. В Кемерове зарезана судья Ольга Богданова...
Мужчинам работать на таких должностях тоже, конечно, опасно. Погиб судья Георгиевского городского суда Ставрополья Сергей Шевченко. В Дмитровском районе Подмосковья убили судью Московского окружного военного суда Олега Солодовникова. А сколько точно было предотвращено покушений на жизнь судей и их близких, знают лишь те, кто это предотвращал.
Словом, преступники на судей иногда устраивают самую настоящую охоту. Почему? Как говорят специалисты, вопрос нужно рассматривать в каждом конкретном случае отдельно. Безусловно, в работе судей случаются и ошибки. Чаще всего это можно объяснить всевозрастающей нагрузкой на них. По данным статистики, в последнее время ежегодный прирост рассматриваемых дел доходит до полутора миллионов. Вся эта махина обрушивается на судейские плечи тех самых 25 тысяч. Вот и случаются в отечественной судейской практике проколы. Однако, считают знающие люди, большинство неправедных приговоров, увы, связано с коррупцией. Но как бы там ни было, ряды граждан, недовольных судейскими вердиктами, только множатся. А значит, и возрастает риск мести.
Решит ли проблему безопасности вооружение судей пистолетами? Гарантии, к сожалению, нет. Кстати, если мужчины-судьи свое вооружение только приветствуют, то женщины чаще от таких "подарков" отказываются. Понять дам можно. Чтобы обеспечить себе покой и безопасность, судья-женщина должна быть как минимум ворошиловским стрелком. А где таковых взять? Вот потому и отнекиваются: "Нам пистолетов не надо".
Хотя бы поэтому одними "стволами" проблему решить не удастся. Нужны люди, которые оружием владеют не на любительском уровне. То есть профессиональные телохранители. Безусловно, в Москве и других крупных городах защитить судей легче. Судей Мосгорсуда, например, по первой же просьбе обеспечивают надежной охраной в течение 2 часов. С участием сотрудников спецслужб.
А что делать судьям в далекой провинции? Там ведь тоже угрожают. И спрятаться, собственно, негде - кругом знакомые, городки маленькие. Что предпринять?
Вот что сказал мне по этому поводу председатель Наро-Фоминского суда Московской области Сергей Деменьшин: "Безусловно, проблема нашей безопасности существует. Решить ее полностью и в одночасье невозможно. Надеяться только на помощь милиции сложно - они и с другими делами не управляются. Думаю, обеспечение безопасности судей нужно возложить на ФСБ. Это будет и по уму, и по справедливости".
Не помешает, наверное, и ужесточение ответственности за угрозы в адрес судей. Ведь пока в действующем УК это выглядит, мягко говоря, не всегда убедительно. Два-три года лишения свободы - и все. Разве это справедливо? Нужно бы сделать так, чтобы угрожать судье было неповадно. Как в Соединенных Штатах, например. Там за такое дело рецидивисту могут и сотню лет "отломить". Нашим злодеям особо бояться пока нечего.