08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КИЛОМЕТРОРУБЛЕМ ПО ЛИТРОЧАСУ

Мнения резко расходятся: от "создание сети платных дорог в России неизбежно" до "платные дороги - это чистейшая утопия". В промежутке располагается скептическое "да, но не раньше чем через 20 лет" и радостное "в ближайшее время".

Несколько дней назад первый вице-премьер Сергей Иванов на встрече с журналистами затронул тему платных автомобильных дорог, вызвав новый всплеск интереса к далеко не новой теме. С одной стороны, тот, кто бывал за рубежом, знает, что платное шоссе - мечта автомобилиста. Заплатил небольшую сумму - и едешь по чистой ухоженной дороге, на обочине которой располагаются удобные стоянки, места для отдыха, бензозаправочные станции и т.п. Отечественный скепсис подсказывает: у нас все, скорее всего, будет не так.
Какими могут быть платные дороги и какие варианты подходят нашей стране? Нужны ли они вообще и почему у нас их до сих пор так мало?
ПРИЛЕПИТЬ НА СТЕКЛО
В Швейцарии и Австрии, к примеру, изобрели так называемые "виньетки", или "стикеры". Виньетка покупается на определенный срок (от трех дней до одного года) за фиксированную сумму и приклеивается изнутри на лобовое стекло. Она дает вам право пользоваться всеми автострадами данного государства. Если дорожная полиция застала вас на шоссе без такой виньетки, то вас ожидает чувствительный денежный штраф (в Австрии, к примеру, до 4000 евро). Преимущества этого варианта в простоте и сравнительной дешевизне. В наших условиях главная сложность такой схемы будет заключаться в контроле. Российский водитель, разумеется, предпочтет действовать любимым способом "авось проскочу", а если не проскочит, то будет, как обычно, "договариваться" с сотрудником ДПС. Кроме того, Швейцария и Австрия - страны, скажем прямо, небольшие. А в масштабах всей нашей страны договориться о фиксированной сумме практически невозможно. И еще: такой вариант имеет смысл, только если сеть платных дорог достаточно развита. Так что России виньетки, скорее всего, не подходят.
СОЛОВЬИ-РАЗБОЙНИКИ
Вариант второй, наиболее нам понятный, - итальянский. У каждого въезда на автостраду оборудованы будочки и шлагбаумы. Вы вытягиваете из автомата билетик с указанием пункта пересечения "границы". Съезжая с автострады, минуете такую же будочку со шлагбаумом, ваш билетик еще раз проходит регистрацию, автомат просчитывает количество километров и определяет сумму, которую нужно заплатить. Итальянский Соловей-разбойник забирает у вас деньги, и езжайте себе дальше. Достоинств у такого варианта в наших условиях немало. Прежде всего у водителя есть ощущение справедливости: заплатил только за те километры, которые реально проехал. Недостаток в том, что такую систему нужно постоянно технически обеспечивать и поддерживать. Автоматы должны работать, шлагбаумы - подниматься, люди - сидеть на месте. Иначе ко всем остальным пробкам на дорогах добавятся еще пробки перед этими самыми будочками. Кроме того, у нас, как правило, проблема появляется там, где есть живой человек. Попросту говоря, придется следить за тем, чтобы дежурящие в будочках служащие клали деньги в кассу, а не в карман.
САТЕЛЛИТ И НАЛОГ НА МЕГАПОЛИС
Вариант третий - наиболее затратный и технологически сложный - немецкий. Действует в Германии, например, для грузовых автомобилей. В машине устанавливается хитрый приборчик, который при въезде на трассу и съезде с нее посылает сигнал через спутник. Оплата происходит по безналичному расчету. Здесь недостаток очевиден - технически слишком сложно и дорого. Такая система окупается только при наличии хорошо развитой сети платных дорог по всей стране. И при возможности быстро и без проблем осуществлять безналичные расчеты.
Разумеется, есть еще один особый вид платных дорог, необычайно любимый теми странами, где есть густонаселенные метрополии. Это просто-напросто пошлина за право въезда в город. Такая пошлина существует в большей части скандинавских стран (въезд в центр Осло обходится примерно в 3 евро), в Токио, Сингапуре, Гонконге. Стоимость въезда в центр Лондона так высока (8 фунтов в день), что разумный человек чаще всего выбирает метро. Объясняется введение подобного побора всегда благородными целями: предотвратить окончательное отравление городской среды выхлопными газами и разгрузить улицы мегаполиса. Не ставя под сомнение благородные мотивы и их действенность, стоит все же указать на то, что такая пошлина - один из самых простых, быстрых и эффективных способов пополнить городскую и государственную казну. Кстати, Сергей Иванов, поднимая тему платных дорог, именно такой вариант и выделил как основной: "По существу, платные дороги должны быть, но только в крупных мегаполисах или между ними".
Что объединяет платные дороги в Европе? Хорошее качество и очень развитая инфраструктура. Цена проезда не слишком обременительна для среднестатистического бюджета. И самое главное: правила и цены одинаковы для всей страны. Вот с этим-то в России самые большие проблемы. У нас пока каждый регион и каждая область имеют особое мнение по данному вопросу, и решать, где, когда и на каких условиях будут возникать платные дороги, каждый мэр или губернатор предпочитает сам - в масштабах одной отдельно взятой территориальной единицы. В таких условиях нас, скорее всего, ожидает постепенное появление разнообразных по цене и организации вариантов, каждый из которых будет распространяться на очень небольшое количество километров.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников