18 октября 2017г.
МОСКВА 
12...14°C
ПРОБКИ
0
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.34   € 67.46
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КАРЕН ШАХНАЗАРОВ: "ЦЕНА СЛАВЫ В КИНО - СИЮМИНУТНОСТЬ"

"У МЕНЯ НЕТ ЖЕЛАНИЯ ОСНОВЫВАТЬ ДИНАСТИЮ"
- В "Исчезнувшей империи" одну из ролей играет

"У МЕНЯ НЕТ ЖЕЛАНИЯ ОСНОВЫВАТЬ ДИНАСТИЮ"
- В "Исчезнувшей империи" одну из ролей играет ваш сын Василий.
- Да. Я ему предложил попробоваться.
- Бонус для сына режиссера?
- Ну я его все-таки пробовал: он не просто пришел и начал сниматься. Конечно, ему было легче, потому что мне хотелось снять обоих своих сыновей (старший мелькнул в массовке). И раз была роль младшего брата, я подумал, что Вася может с ней справиться. И он справился. Кроме того, мне важно лишний раз побыть с ними рядом.
- Трудно с собственным ребенком на площадке?
- С Васей нет. Он очень упрямый, но беспроблемный и самостоятельный.
- Сыновья пойдут по вашим стопам?
- У Вани есть склонность к кино, у Васи, мне кажется, нет. Может быть, съемки тешат его тщеславие: в классе об этом говорят, девочки смотрят - ему это нравится. Но, по-моему, у него в эту сторону нет поползновений. И я их не подталкиваю: династию основывать нет желания, и сам-то я не из династии.
- Как? Разве вы не из династии военных и адвокатов?
- Да. Мой род по отцу карабахский: там было много военных, перед революцией часть стала адвокатами. Кстати, когда я снимал "Цареубийцу", нашел одного из своих предков: в комиссии по расследованию покушения на Александра II был полковник Мелик-Шахназаров.
- У вас есть гербовая печать, генеалогическое древо на стене?
- Древа нет, но по линии старшего сына передаются бумаги конца XVIII века. Карабах был под персами, и когда русские его завоевали, все карабахские князья, обладающие какой-то собственностью на землю, подтверждали право собственности у российского императора. Так что, в принципе, у меня есть земля в Карабахе. (Смеется.)
- Не претендуете?
- Нет. (Смеется.) Я уж лучше не буду в это влезать. А наша фамилия была Мелик-Шахназар: Мелик - приставка, как у французов "де". Кстати, мой прадедушка был управляющим в Баку у Нобеля и принадлежал к буржуазной элите. У него были свои нефтяные вышки. А еще мы в родстве с Флоренскими. Мать Павла Флоренского была карабахской армянкой.
- Опасно, наверное, было в советской России с такой фамилией, как у вас?
- Не знаю. Мой отец сделал блестящую карьеру. В нашей семье никто не сидел. Вот только по маминой линии раскулачивали. Так что не все было, видимо, так однозначно.
- Много раз слышала, что вы снимаете кино о себе...
-Я стараюсь не быть автобиографичным. Но любое кино, которое я делаю, в какой-то степени и обо мне, потому что я оперирую вещами, которые знаю. В "Исчезнувшей империи" есть масса того, что я видел. К тому же сценарий писал мой товарищ, с которым мы учились вместе в школе. Но главный герой не я: слежу за этим, а то может получиться субъективно, и раз субъективен, значит, в чем-то неправдив. С другой стороны, смысл моей профессии в том, чтобы прожить своего героя, полюбить его, и тогда он получится максимально правдивым. И второе - нужно максимально открыться в то время, когда люди обычно закрываются.
"К ГОТОВКЕ СОВЕРШЕННО НЕ ПРИСПОСОБЛЕН"
- Вы принадлежали к золотой молодежи?
- Тогда это было не то, что сегодня. Были, конечно, определенные преимущества. Но они смехотворны по сравнению с нынешней ситуацией. Мы жили хорошо по тем временам, мои родители любили принимать гостей. Но папа приобрел "Волгу", когда ему было 60 лет, а я купил автомобиль, когда мне было уже лет 40.
- Вы продолжаете традицию гостеприимства в вашем доме?
-У меня, строго говоря, нет семьи, поскольку я уже шесть лет разведен. Куда я буду приглашать? Я уж скорее в ресторан приглашу.
- А что, одинокий мужчина не может позвать к себе гостей?
- (Смеется.) Я к готовке совершенно не приспособлен. Это ж нужен кто-то, чтобы приготовить, встретить, накрыть, - женщина.
- То есть вы придерживаетесь патриархальных взглядов?
- Да. (Смеется.) Папа вообще никогда не готовил, только мама. Это была всегда целая история - она с утра возилась. А папа приходил, переодевался и садился за стол. Правда, мама не работала.
- А ваши жены любили готовить?
- Некоторые готовили. (Смеется.) Причем неплохо. Так что - да, у меня патриархальные понятия, были по крайней мере.
- Ваши родители прожили всю жизнь вместе, а вы в разводе три раза - здесь тоже семейственность не соблюдаете?
- Я же художник. (Смеется.)
- То есть это от профессии зависит? А в чем все-таки, если смотреть в корень, причины разводов?
-Разные были причины, и у каждого своя правда. У меня нет никакого желания себя выгораживать. Но я думаю, что глубинная причина все-таки в том, что я всю свою жизнь посвятил кино. Либо женщина должна принимать это, либо возникают проблемы. И так устроен мир, что в конечном счете многие женщины не принимают. Это и приводит к разрыву. Хотя, может, я не прав, может, у меня характер плохой, что тоже правильно.
- В воспитании детей вы насколько активное участие принимаете?
- Стараюсь, чтобы они постоянно ощущали мое присутствие рядом.
- Знаю, что вы любите плавать. А с детьми в бассейн ходите?
- Хожу, и более того - я их все-таки сумел принудить всерьез заниматься плаванием. Они не любят тренироваться. Но думаю, что уже смирились. (Смеется.) Стараюсь с ними почаще проводить время - забудут же.
- Вас забудешь - по телевизору постоянно показывают...
- Для детей важно, чтобы ты с ними поиграл, позанимался. Тогда возникает связь. А так - ну по телевизору показали, и что? Хотя они и хвастаются этим иногда, чего я крайне не приветствую. И все-таки во взаимоотношениях важно поиграть вместе в футбол - это в десять раз важнее, чем то, что тебя пять раз по ТВ показали.
- А вы не хвастали родителями в их возрасте?
- Нет, я вообще старался никогда не выделяться. Может быть, во мне всегда было очень сильным желание всего добиться самому. И, наверно, я боялся, как бы не подумали, что я чего-то добился с поддержкой.
"МОБИЛЬНИК ЗА КНИГИ"
- Трудно быть классиком при жизни?
- Я не считаю себя классиком. Вообще кино не литература. Мы снимаем сегодня, сейчас, а потом уходим, и нас забывают. Я застал время, когда царили актеры - они играли колоссальную роль в нашей жизни. А мои дети многих актеров старшего поколения и не знают. Вот цена славы в кино - сиюминутная. А вот литература сохраняется, мы все равно читаем вещи, которые были написаны 200-300 лет назад. И хуже всего ощущать себя классиком. Тогда ты вообще ничего не сможешь сделать.
- Вы пересматриваете свои фильмы?
-Иногда по телевизору могу что-то пересмотреть. Но чтобы взял диск, поставил и начал смотреть - только в том случае, если нужно по делу. Я теряю интерес к своим фильмам. То есть я их гипотетически помню, конечно.
- Гипотетически?
-Названия помню. (Смеется.) Да и мучение, если честно: время проходит, сидишь и думаешь, вот это не так надо было - лучше снять по-другому. А кино не театр - ничего не переделаешь. Одно расстройство.
- А сыновья ваши фильмы смотрят?
- Вася любит "Мы из джаза", "Курьера". "Всадник по имени Смерть" им обоим нравится. Смотрели раз восемь - и я их не заставлял. А Ване нравится "Город Зеро". Но некоторые мои картины они так и не видели.
- Не обижает?
- Нет. Я понимаю. Мне достаточно, что им нравятся какие-то мои фильмы.
- Читать любят так же, как вы в детстве?
- Как раз наоборот: сложно заставить. То ли они у меня такие, то ли это общая проблема. Но заставляю: то кнутом, то пряником.
- Пряником, это как - 100 рублей за страницу?
- Да. Например, куплю мобильник, если прочтешь эти книги. (Смеется.) Сейчас перестал - это развращает. Кстати, недавно Ваня мне сказал (он сейчас читает "Войну и мир"): "Слушай, сильная вещь". (Смеется.)
- У вас и вашей бывшей жены совпадают взгляды на воспитание детей?
- Мы это не обсуждаем. Понятно, что и ей не всегда нравится то, что я делаю, и мне то, что делает она. Но мы пришли, что называется, к консенсусу. В таких вещах надо найти правильное направление взаимоотношений, чтобы это на детях не отражалось. И уметь где-то идти на компромисс.
- Вы очень долго ни с кем не разговаривали о своей дочери, увезенной в США, сегодня режим секретности снят?
- Что скрывать? И так все знают об этом и говорят. Да, была такая история. Уже 20 лет почти прошло.
- Так вы ее все-таки нашли?
- Я ее встретил. Буквально недели две назад, поэтому, может, и стал об этом говорить. Встреча меня обрадовала, хотя это очень сложный психологический момент. Да и история, получается, не закончилась, а по-настоящему только началась: я встретил взрослого человека, американку, это другой человек и новая история взаимоотношений, которая либо должна начаться, либо нет. У нас была хорошая встреча, слишком хорошая, чтобы об этом говорить всуе. Просто "Санта-Барбара" какая-то - сериал не надо придумывать.
"Можно заставить и "Зеркало" Тарковского смотреть"
- 70-е, в которых происходит действие фильма "Исчезнувшая империя", у вас вызывают ностальгию?
- Я ее вообще не испытываю. Кстати, для многих в моей картине важна политическая составляющая, для меня ее нет. Она про другое: люди живут своей жизнью, обычной, и в это же время происходят глобальные события, которые потом меняют все вокруг. Я пытался показать жизнь, которая была, и я отвечаю за каждый кадр - она была такой. Да, жизнь была бесцветной, и в то же время в ней была своя энергетика. Это не плохо и не хорошо - бессмысленно сравнивать времена. Важно другое: страна уже разрушалась, но мы жили и не чувствовали этого. И мне кажется, наши действия имели отношение ко всему, что происходило позже. Из этого можно сделать вывод, что сейчас мы тоже не знаем и не чувствуем чего-то, что потом станет явным. А ностальгия - да, это была моя молодость, но возвращать ее я не хочу, зачем?
- Для кого вы снимали "Империю"?
- Я вообще таким вопросом не задаюсь, честно говоря. Он для тех, кому это будет интересно. Такой вопрос важен скорее для коммерческого кино, чтобы подсчитать прибыль, а я не считаю, что снимаю коммерческое кино. Я делаю свое кино так, как мне подсказывает внутреннее чувство.
- Внутреннее чувство вас не обманывало?
- У меня была смешная история на съемках "Курьера". Тогда существовала компания, оценивающая сценарии с точки зрения успешности. И на одной конференции известный специалист по прокату в качестве примера для рассмотрения взял в Госкино наш сценарий и публично его так разложил, что я подумал - шансов нет. Потом "Курьер" стал рекордсменом проката, фильмом года по опросам зрителей. С тех пор знаю, что успех сложно просчитать. Кстати, уже после того, как "Курьер" стал рекордсменом по сборам, эта же компания снова собралась и объявила, что да, картина проскочила, но если бы был другой финал, она бы на 10 млн. зрителей больше собрала. Потому что у нас открытый финал, а зритель любит однозначный.
"От электрики до сантехники"
- Сегодня у вас большой киноопыт, можете сказать, что все-таки любит зритель?
- Есть вещи, которые срабатывают всегда. Но сейчас еще реклама много значит, а часто имеет принципиальное значение. И зритель в этом смысле уже воспитан. При массированной рекламе можно заставить и "Зеркало" Тарковского смотреть.
- Заставить?
- (Смеется.) Это картина, не ориентированная на массового зрителя. Кстати, американцы не тратят столько денег на рекламу, дело в том, что они у нас практически контролируют кинопоказы.
- "Мосфильм" - одна из самых сильных баз для кинопроизводства, и мы не можем контролировать хотя бы свой рынок?
- Голливуд - это империя. Когда говорят, что "Мосфильм" - русский Голливуд, смешно: сравнивать нельзя. "Мосфильм" - первоклассная технологическая база, где можно создавать картины не хуже по качеству, но это не значит, что мы можем продвинуть их таким образом, как это делают американцы. Голливуд - это не только студии, это огромное количество специалистов, которых у нас нет. Хорошего каскадера найти проблема, звукорежиссера - проблема. Масштаб вложений несопоставим с американским.
- Знаете, что вас называют хозяином "Мосфильма"?
- Спасибо, конечно. (Смеется.) Но я не хозяин и не претендую на эту роль, а генеральный директор - "Мосфильм" принадлежит государству. Мое дело было поднять студию, прежде всего отремонтировать и привести в порядок. Она была в жутком состоянии. Все - от электрики до сантехники.
- И насколько интересно было режиссеру заниматься административной работой - от электрики до сантехники?
- Я не могу сказать, что еще раз согласился бы на это. Мне предлагали взять под свою опеку другие места - не буду говорить какие; отказался, не хотел бы проходить тот же путь второй раз. И сил уже нет. Но вообще это интересно, это же живые люди: слесари, электрики - такие характеры. (Смеется.) И потом очень интересно что-то создавать. Это не менее волнующе, чем выпускать фильм.
- А как внутри уживаются человек, который снимает кино, и тот, который что-то строит? Один другого не подавляет?
- Я вырос на студии. Всегда было что-то, что мне не нравилось. Хорошо помню пресс-конференцию Куросавы: он благодарил, говорил, что здесь очень творческие люди, а потом прибавил, что только одного не понимает, почему у нас такие плохие коридоры и туалеты. Это было тридцать лет назад. Моя идея проста: я хотел сделать место, где можно нормально работать, в том числе и мне как режиссеру. Где можно было бы получить звук, который хочешь, камеру, чтобы было приятно идти по коридорам. Все-таки имеет значение, что люди ходят в приличные туалеты. Так что я занимался по-прежнему кино, просто немного по-другому. Сегодня студия рентабельна. И прилично зарабатывает - я не без удовольствия думаю об этом, и ведь нам никто не помогал. Кстати, большое значение имеет то, что я снимаю кино. Заодно делаю для себя выводы: вне кабинета видишь в реальности, как работает студия.
- И тут же все получают по шапке?
- Бывает и такое. Я же ушел из нашей лаборатории к конкурентам, когда делал "Исчезнувшую империю". Мне царапину на пленке сделали.
- Вы строгий начальник?
-В личном плане стараюсь не оскорблять людей, не орать, но принимаю жесткие решения.
- А что о вас говорят, знаете?
- Разное доходит: кто-то хорошо говорит, кому-то я не нравлюсь. Понять, в чем правда, трудно, в этом минусы. Но надо перерабатывать и хорошее, и плохое.
НАШЕ ДОСЬЕ
Карен Георгиевич Шахназаров. Родился 8 июля 1952 года в Краснодаре. Окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Игоря Таланкина). Снял огромное количество фильмов, в том числе "Мы из джаза" (1983), "Зимний вечер в Гаграх" (1985), "Курьер" (1986), "День полнолуния" (1997), "Всадник по имени Смерть" (2004). Лауреат многочисленных призов. С весны 1998 года - генеральный директор "Мосфильма". Был трижды женат. Сейчас в разводе. Трое детей: Анна, Иван и Василий. Хобби - плавание. Анну почти 20 лет назад мать увезла в США без ведома Карена Шахназарова, который много лет не мог ее найти.


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.