Кто, если не «Довлатов»?

Фильм Алексея Германа вполне может рассчитывать на главный приз Берлинале-2018

В немецкой столице проходит Берлинале-2018. Входящий в тройку самых престижных в мире кинофорумов, в этом году он предлагает зрителям более 400 документальных и художественных лент. Среди которых и фильм Алексея Германа-младшего «Довлатов». Об этом – рассказ наших корреспондентов.

Итак, Берлинале-2018 пересек экватор. Определились фильмы, которые, по мнению критиков, являются главными претендентами на призы. Среди них и наша лента «Довлатов» Алексея Германа-младшего, вызвавшая диаметрально противоположные отзывы. Одни критики встретили ее патетическими и восторженными рецензиями, другие категорически не восприняли. Кто же прав? После двух просмотров «Довлатова» можем сказать: правы и те, и другие. Вопрос в том, что вы ждете от этого фильма.

Понятно, многие почитатели Довлатова хотели перенестись в ту самую, давно растаявшую во времени и пространстве атмосферу, которую наблюдательный и ироничный писатель создавал в своих рассказах. А поскольку Довлатов очень личный автор, то на подсознательном уровне существует ревность: как все это интимно-довлатовское режиссер сумеет перенести на экран, насколько изобретательно и точно он это осуществит?

Однако Алексей Герман и драматург Юлия Тупикина предложили зрителям нечто иное. Это не подстрочник, это, скажем так, джаз-импровизация на тему довлатовских рассказов. Авторы сценария взяли за основу несколько дней из жизни писателя. В них-то и спрессована драма «литературного неудачника» и его поколения.

На наш взгляд, это лучшая лента Германа. Она внятна, виден почерк режиссера, который, наконец, сумел полностью соединить зрительный ряд с замыслом картины. Очень удачно выбран актер на главную роль – серб Милан Марич. Тут нужен был человек «не отсюда», он как бы в этой жизни, но и отстранен от нее. Плюс внешняя схожесть с Довлатовым. И безусловная удача фильма – актер Артур Бесчастный в роли Бродского. Ему веришь сразу и безоговорочно.

Но очевидно и то, что «Довлатов» сделан с прицелом на зарубежную аудиторию. В ленте чувствуется нечто общеобразовательное, вводящее постороннего зрителя-иностранца в курс дела, что называется, с азов. А это «общеобразовательное» мешает восприятию фильма людям, которые знают творчество писателя и помнят ту эпоху. Их-то может раздражать и школярское «разжевывание», и несовпадение фактов. Скажем, явно с расчетом на экспорт возникает стремление связать хорошо известного на Западе Бродского с Довлатовым, представить их дружбу более близкой, чем она была на самом деле…

Главным конкурентом «Довлатова» за призы Берлинале называют американо-японский мультфильм «Собачий остров». По рекламным затратам, по созвездию голливудских актеров (Брайан Крэнстон, Эдвард Нортон, Скарлетт Йоханссон), которых привлекли к озвучке героев анимационной ленты, «Собачий остров» тянет на блокбастер. А по содержанию это посредственная мультяшка.

Трудно сказать, на какую аудиторию рассчитан мультфильм. Для взрослых он слишком простодушный, для детей – сложный. Сюжет таков: плохой мэр города Мегасаки выдворил всех собак на остров, превращенный в свалку. Хороший мальчик полетел на самолете спасать свою собаку. Самолет не взлетел, мальчик остался на острове-свалке. Дело происходит на грандиозной помойке, где бегают крысы и стаи одичавших собак. Апокалипсическую картинку дополняет бесконечный, оглушающий бой японских барабанов. И какая детская психика все это выдержит…

Критики, в основном молодые, называют все это антиутопией, направленной в защиту животных, окружающей среды и против «плохих парней». В общем, весь набор, который приветствуется на Берлинале как фестивале социального кино. Однако немало и тех, кто увидел за самим фактом открытия конкурсной программы столь невнятной лентойпризнак снижения общего уровня Берлинале.

Кстати, накануне открытия берлинского кинофестиваля ряд известных деятелей немецкого кино подписали письмо, в котором рекомендовали отправить в отставку директора Берлинале Дитера Косслика, проработавшего на этом посту 16 лет. Главная претензия «подписантов» заключается в том, что Берлинале последних лет все больше уступает своим главным соперникам – Каннскому и Венецианскому фестивалям.

Что, впрочем, вполне объяснимо. Ориентируясь на социальное, прогрессивное кино, берлинский кинофестиваль стал терять популярность у крупных голливудских кинокомпаний. Его все чаще стали игнорировать звезды первой величины. Дитер Косслик еще до начала нынешнего Берлинале заявил о своей предстоящей отставке. Возможно, и это обстоятельство сказалось на том, что конкурсная программа нынешнего Берлинале так посредственна.

За главные призы, кроме «Довлатова» и «Собачьего острова», будут бороться еще две конкурсные ленты: французская картина «Ева» и американская «Не волнуйся, пешком он далеко не уйдет», которые, если судить по предварительным оценкам критиков, трудно назвать прорывом в киноискусстве. В такой конкурсной программе фильм Алексея Германа стоит особняком и может вполне рассчитывать на главный приз.