Как мы без него: россияне рассказали о своих ожиданиях от ухода Путина

Граждане боятся потерять стабильность, но есть другой риск – унести в будущее недостатки сложившейся системы

Граждане России всерьёз опасаются негативных последствий от ухода Владимира Путина с поста президента страны, говорится в докладе Центра политической конъюнктуры «Уйти нельзя остаться». Работа вышла на основе исследования четырёх фокус-групп в Москве, Перми, Волгограде и Иркутске 29 января.
 
Социологи разделили страхи россиян на самые болезненные, средне выраженные и периферийные. К первым относятся возможное обострение борьбы за власть между разнообразными политическими группами, новая делёжка собственности, урезание социальных обязательств государства (в том числе национальных проектов), потеря авторитета России на мировой арене, риск внешнеполитических провалов и потеря преемственности путинского курса. 
 
«Какой бы он (Путин) ни был хороший, плохой, вместо него я не представляю, кого можно было бы поставить», - приводят социологи фразы респондентов. Звучали и такие высказывания: «Большинство программ свернется, потому что все это со скрипом идет, президент постоянно всех пинает, и если воли этого человека не будет, все плачевно закончится».
 
Обострение сепаратистских настроений и межнациональных конфликтов, а также разрастание коррупции участники фокус-групп назвали второй по значимости проблемой. На Северном Кавказе «расстроятся», если Москва прекратит платить «дань» региону, говорил респондент. 
 
К периферийным страхам социологи относят серьёзное падение экономики, снижение военной мощи РФ, риск «олигархического реванша» и гражданской войны и даже вероятность столкновений со странами НАТО. «Военная мощь упадет, мне кажется. Вот с армией что связано, ведь он (Путин) поднял армию. Танки ведь делаем? … Самолеты делаем? … Подводные лодки делаем? … Он уйдет, и, мне кажется, это опять пойдет на нет», - рассуждает один из респондентов. 
 
Многих участников исследования успокаивает перспектива сохранения у Путина реальной власти – пускай и не в качестве президента, отмечают в ЦПК. Анонсированные в январе поправки в Основной закон респонденты воспринимают как механизм продления этой фактической власти после 2024 года. Это соотносится с данными Левада-центра: 47% граждан уверены, что поправки вносят, собственно, в интересах главы государства. 
 
Кремлю необходимо примирить граждан с уходом Путина не только из политики, но даже с поста президента, делают вывод аналитики ЦПК. Проще говоря: система должна сохраниться. 
 
По мнению руководителя ВЦИОМ Валерия Фёдорова, главные страхи сограждан проснутся ближе к истечению президентского срока Путина. «Значительная часть наших сограждан пережила уход Брежнева, Горбачева, Ельцина… Люди знают, что пересменка власти в России — это не как в Великобритании или США, когда мало что меняется. У нас… обычно приводит к серьезным изменениям, и далеко не всегда к лучшему», - приводит РБК слова Фёдорова. А сейчас волнуется в основном элита, считает он.
 

Успеть в коридор возможностей

Слабо отражён в исследовании ЦПК другой объективный риск, напрямую связанный с уходом Владимира Путина с президентского поста. То, что условно называется «путинизмом», исчезнет – стоит создателю этого строя уступить президентство и не занять должность вроде премьерской, предполагал в разговоре с TRUD.RU публицист Леонид Радзиховский. В России с перемещением подобных лидеров на иные позиции или в связи с их уходом на пенсию заканчивается и прежний курс. Так было в период царствования Романовых и в годы правления генсеков, напоминал Радзиховский.  
 
И всё же в реалиях нашего века опасность в другом: система, взращенная Путиным, может сохраниться. И не только в положительных её проявлениях. С точки зрения далеко идущих интересов страны продуктивнее иметь тёплые отношения с западным миром (да и не только западным: Южная Корея, Япония). Но сегодня контакты холодны и полны взаимного недоверия. Государственники обвиняют сам Запад во враждебной пропаганде, но так ли сильно отличается Москва от своего визави? Чиновники блоков стран жонглируют риторикой, а достаётся простым людям, экономике. Быть Азией Россия не может никак: другой культурный код. Впрочем, и с Азией нужен долгосрочный мир. Парадигма «третьего пути» чревата в лучшем случае застоем, что и показали последние годы в РФ. Получится ли со сменой первого лица приблизиться к оттепели? Перестать быть какой-то осаждённой крепостью, став, наконец, сильной страной?
 
А что будет с экономикой? Доля государства в хозяйстве непомерно высока, признавала даже ФАС. Удастся ли открыть форточку для предпринимательства? Получится воспользоваться возможностью снизить налоговую, административную нагрузку? Много лет бизнес и гражданское общество говорят о «телефонном праве» в судах. Ждать ли судебной реформы? Что с произволом силовиков? Сколько в стране дел, подобных преследованию журналиста Ивана Голунова? Повезло не всем. И почему вообще в голове всплывает слово «повезло» вместо фразы: «прошёл справедливый суд»?

С 2012 года серьёзно ужесточились наказания за массовые мероприятия. Неужели штрафы за несанкционированный митинг так и будут исчисляться в десятках тысяч рублей с перспективой стать уголовником после нескольких приводов в «обезьянник» (вспомним дело Дадина)? Как быть с Роскомнадзором? Всё ли, что дозволено совершать ведомству, укладывается в нашу Конституцию и в простой здравый смысл? Весной появились законы о дополнительной защите чиновников от оскорблений граждан. Зачем? 

Доходы россиян фактически не растут с 2014 года, большинство зарплат не достигают и 30 тысяч рублей (то, что называют модальной зарплатой). В своей массе людям не до брожения внутри элит, времени мало: нужно крутиться, чтобы выживать. Но именно сейчас, в эти месяцы и в ближайшие годы страна получает шанс на перемены. И молчание общества, уход его от дискуссии могут закончиться консервацией отягощающих нашу жизнь черт системы. Очень показательно, что аналитики и сами россияне делают великое событие из предстоящего ухода с поста Владимира Путина. Это подводит нас к другому вызову: а сумеем ли после восстановить ослабшие за 20 лет институты, чтобы выборы президента превратились в демократическую процедуру без тревог и кликушества из-за каждого угла? Или Россия навсегда в плену силовиков и можно махнуть рукой на будущее одной шестой части суши? Ведь страна - это в первую и главную очередь - люди.
 
Показательны и слова пресс-секретаря Кремля Дмитрия Пескова. «Всё время хочется спросить коллег политологов: куда же вы все время уходите Путина? Путин в начале своего срока. Он никуда не уходит, планов громадье. А его все время уходят куда-то, а потом неистово обсуждают», - цитируют его РИА Новости. Кажется, фраза только подтверждает кипучую подготовку верхов к транзиту власти.