27 сентября 2016г.
МОСКВА 
10...12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 72.06
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЖИЗНЬ НА СОЛНЦЕ И В ТЕНИ

Петрова Надежда
Опубликовано 01:01 21 Марта 2000г.
Все страны СНГ проводят экономические реформы. По мнению специалистов, Армения среди них не на последнем месте как по скорости, так и по глубине преобразований. Каковы хотя бы первые итоги? Что принесло успех? Чего не удалось добиться? Об этом наш корреспондент ведет беседу с кандидатом экономических наук Вадимом Теперманом.

- Вадим Александрович, как вы оцениваете нынешнюю экономическую ситуацию в Армении?
- На первый взгляд, положение в республике даже лучше, чем в ряде других стран СНГ. В Армении раньше начался экономический рост - еще в 1994 году, когда в других странах Содружества продолжался спад производства. Но это лишь общее, первое впечатление. Если попытаться вникнуть в детали, картина будет не столь отрадной.
- Но успехи - это все-таки результат реформ?
- И тут не все однозначно. Преобразования на селе, несомненно, дали положительный эффект. В 1991-1992 годах свыше 80 процентов сельскохозяйственных угодий были переданы в частные руки. Уже в 1993 году производство сельскохозяйственной продукции выросло более чем на треть. А вот либерализация цен и внешней торговли оказали, с одной стороны, положительное, а с другой -отрицательное влияние на экономику.
В начале 1992 года отпустили цены, республика радикально отказалась от их государственного регулирования. Быстро прошла и либерализация внешней торговли. Сейчас требуется лицензия только на ввоз трех видов товаров, а еще недавно лицензировались 87. С 1996 года на все виды импортной продукции установлена единая таможенная пошлина - всего 10 процентов. Это один из самых низких показателей в мире.
Благодаря либерализации торговли полностью ликвидирован товарный дефицит, исчезли очереди. А наплыв дешевых импортных вещей и продуктов серьезно замедлил рост цен. Но в то же время это стало причиной отставания легкой промышленности, ее продукция не выдерживала конкуренции и по цене, и по качеству - потому эти предприятия зачастую стагнируют...
- Но в Армении прошла приватизация. Разве она не привела к оживлению производства?
- Увы, нет. Недавно в республике провели выборочное обследование 50 приватизированных предприятий. Результаты неутешительны. Уровень загрузки их производственных мощностей всего 10-30 процентов. У новых владельцев нет средств для модернизации и реконструкции заводов. Лишь отдельные, прежде всего иностранные компании сумели достаточно быстро наладить работу приватизированных объектов. О трудностях в экономике говорит и увеличение безработицы. Сейчас она "охватывает" 11,5 процента активного населения. Больше миллиона жителей маленькой Армении в 90-е годы выехали за границу.
- Почему так получилось? Как шел процесс приватизации?
- Вначале принцип был тот же, что в России. Выпустили приватизационные сертификаты - аналогичные российским ваучерам. Ими могло быть оплачено до 80 процентов стоимости акций крупных и средних предприятий, выставленных на аукцион. Предусматривали и льготы для членов трудовых коллективов - до апреля 95-го работникам безвозмездно передавалось 20 процентов балансовой стоимости предприятий.
Но в дальнейшем от приватизационных сертификатов отказались - вторую их серию, как предполагалось вначале, не выпустили. Приватизация шла только за деньги.
- И много было желающих купить предприятия?
- Поначалу совсем немного. Те, кто хотел, не имели достаточных средств. Других отпугивало неудовлетворительное техническое состояние предприятий - они требовали модернизации, а значит, опять больших денег. Дело двинулось в 1997-1998 годах, когда на аукционы пришли иностранцы. Греческая фирма приобрела телефонную компанию "Армтелеком", французская - Ереванский коньячный завод, армяне, проживающие в США, купили ряд гостиниц.
- Но хотя бы серьезные средства приватизация дала республике?
- Всего получено 240 миллионов долларов, из них лишь половина - "живые деньги". Однако в последнее время процесс передачи собственности в частные руки замедлился. В прошлом году только три объекта привлекли внимание иностранных инвесторов (из своих, кто мог, - уже купил), которые заплатили всего 10 миллионов долларов. План 2000 года - 40 миллионов. Но и его выполнение вызывает сомнения.
- Если передача предприятий в частные руки не привела к оживлению производства, за счет чего же происходил в эти годы рост экономики?
- Во многом он обусловлен притоком большой безвозмездной помощи Армении из-за рубежа. Республика занимает второе место в мире (после Израиля) по масштабам американской помощи на душу населения. На нынешний финансовый год предусмотрено выделение еще 102 миллионов долларов. Большой вклад в экономику Армении вносят денежные переводы от богатых армян, проживающих в США, Франции, России, Аргентине и многих других странах. Годовая сумма этих поступлений существенно превышает внутренние доходы бюджета.
- И все же чем объяснить, что реформы не принесли тех результатов, на которые рассчитывали их организаторы?
- Во-первых, мировой опыт показывает, что кардинальные экономические преобразования начинают приносить ощутимую отдачу спустя довольно длительное время. А во-вторых, в ходе реформ были допущены ошибки: основное внимание сосредоточили на макроэкономических показателях - сохранению стабильного курса валюты, низкой инфляции, - и все это делалось в ущерб развитию производства.
И все же, сопоставляя свет и тени армянской экономики, нельзя не сказать: пусть ограниченный, но реформы свой результат дали. И хотя нынешний уровень средней зарплаты - 35 долларов в месяц - чрезвычайно низок, он все же в два раза выше, чем был в середине 90-х годов. Потому население выступает за продолжение реформ, разумеется, с необходимыми коррективами.


Loading...

Дело о миллиардах полковника Захарченко вышло на международный уровень: к расследованию подключилась ФРС США.