30 сентября 2016г.
МОСКВА 
14...16°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.16   € 70.88
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СРЕДИ ГЛАВНЫХ ЗАБОТ ГОСУДАРСТВА ЗДОРОВЬЕ ГРАЖДАН НЕ ЗНАЧИТСЯ

Сухая Светлана
Опубликовано 01:01 21 Марта 2000г.
Николай Федорович ГЕРАСИМЕНКО недавно снова стал председателем Комитета по охране здоровья в Государственной Думе. От него, от комитета, в немалой мере зависит, насколько работоспособными будут новые законы, охраняющие здоровье граждан России, помогут ли они вытащить нашу медицину из острого кризиса последних лет.

- Николай Федорович, как представитель законодательной власти попробуйте прежде всего ответить на такой вопрос: кто сегодня по закону отвечает в России за здоровье нации?
- Начнем с того, что ответственность за любое дело должна предполагать и соответствующее его обеспечение, то есть финансирование, - а иначе это пустой звук. Так вот, с принятием Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан 90 процентов финансирования здравоохранения легло на местные бюджеты. В результате финансирование службы здоровья в разных регионах отличается зачастую на порядок. В наиболее благополучных регионах (Москва, Тюменская, Самарская области) расходы на здравоохранение на душу населения составляют до четырех тысяч рублей. А в других краях (прежде всего в аграрных регионах) эта цифра едва достигает 400-600 рублей. Нигде в мире право на охрану здоровья не зависит от места проживания гражданина. У нас же сегодня это именно так. И подобная ситуация - уже сама по себе грубейшее нарушение прав человека. Взять, к примеру, госпитали для инвалидов войн. Эти люди воевали за страну, получали увечья, ранения, теряли здоровье. Но теперь их лечение зависит только от средств в бюджете города или области. Разве это не дикий парадокс?..
- Сейчас главные проблемы пытаются решить с помощью целевых федеральных программ - по туберкулезу, по СПИДу, по вакцинации и так далее...
- Сама идея таких программ, возможно, была правильной. Но ее реализация тоже выглядит как издевательство над здравым смыслом. Например, не так давно Государственная Дума по инициативе нашего комитета приняла Федеральный закон "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней". В него включен и национальный календарь прививок против самых тяжких заболеваний. Но и здесь вся тяжесть выполнения закона ложится на местные бюджеты. Например, в сибирских регионах страшная проблема - клещевой энцефалит. Но обязательных прививок не делают - нет денег. Та же ситуация с вакцинацией против вирусного гепатита. Если губернатора удастся убедить и он найдет деньги на прививки - их сделают. Суть в том, что никто при подобных расчетах не исходит из потребностей. Просто решают: на прививки или лечение туберкулеза мы потратим вот столько. При этом действует старый порочный принцип: всем сестрам по серьгам. Понятно, что на все денег никогда не хватит. Значит, нужно четко выделять приоритеты: тот же туберкулез, родовспоможение, скорая помощь... Мы же беремся за решение всех сложных задач сразу - и финансируем каждую на десять процентов.
- Каков же выход? Опять забирать полномочия у регионов и концентрировать и деньги, и ответственность в центре?
- Возвращаюсь к Закону "О здравоохранении в Российской Федерации". В нем предусмотрено два пути. Первый путь более жесткий. Централизовать все средства, идущие на здравоохранение, в федеральном бюджете. На это должна быть воля государства.
- Увы, даже во время предвыборной кампании никто не догадался сделать своим главным козырем проблему сохранения здоровья нации. Никто не заявил громко о приоритетности этой проблемы.
- К сожалению, и у нас в Думе Комитет по охране здоровья не относится к числу самых важных, базовых. Главные приоритеты таковы: оборона, безопасность, международные дела, бюджет. Здоровье не входит в этот перечень.
Так вот, централизовав средства на здравоохранение в федеральном бюджете, мы действительно сделаем его государственным. Если же мы не хотим возврата к централизации, то есть и другой путь: ввести жесткие регламентные нормы. Что это такое? Надо законом определить тот минимум, который в регионе обязаны тратить только на нужды здравоохранения. Меньше нельзя, больше - пожалуйста.
- Мы говорили о том, что сегодня реальная политика, от которой зависит здоровье людей, в значительной мере делается на уровне региона. Попробуйте показать это хотя бы на примере Алтая - вы ведь оттуда родом.
- Конечно, мне легче всего говорить о ситуации на Алтае, это мои родные места, где я начинал работать хирургом на "скорой". Уже дважды алтайцы выбрали меня своим депутатом. Не скрою, что губернатор Александр Суриков меня поддерживал. Потому что понимал, что я буду по возможности помогать местным властям в решении проблем охраны здоровья. Заболеваемость и смертность в крае - выше средних показателей по стране. Сказывается влияние ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Отсюда онкология, заболевания щитовидной железы, катаракты. А уровень жизни ниже среднего российского: край аграрный, а дотаций теперь нет, предприятия ВПК и ткацкие комбинаты встали. Это не вина, а беда края.
И все же в последние несколько лет ситуация начала меняться. Сейчас по объему строительства объектов здравоохранения с нами, пожалуй, не сравнится ни один регион. Такие стройки почти везде свернуты, а у нас уже построено пять диагностических центров. Идет строительство краевой больницы, крупнейшей за Уралом. Построили онкологический центр. Очень важно, что мы не потеряли практически ни одного фельдшерско-акушерского пункта в селах, ни одной участковой больницы.
И последний пример. В Алтайском крае за последние годы удалось переоснастить все родильные дома и детские отделения - это и специальная аппаратура для выхаживания младенцев, и обеспечение лекарствами и детским питанием. В крае одни из самых низких по стране показатели материнской смертности.
Конечно, сегодня алтайцам по-прежнему живется трудно. Но темпы экономического роста в крае намного выше, чем в среднем по России. А значит, увеличиваются и отчисления на социальную сферу, в том числе на охрану здоровья.


Loading...

Госдеп пригрозил России терактами из-за позиции по Сирии.