БЕЗ ГЕРАКЛА

Прошла почти неделя после фактической отставки Виктора Геращенко с поста председателя правления Центробанка, но серьезных изменений на валютном рынке не случилось. Впрочем, иного не могло быть: сегодня ЦБ имеет возможность полного, 100-процентного контроля за валютным курсом рубля. Любые резкие скачки в эти дни были бы проявлением либо непрофессионализма работников ЦБ (а таких здесь, надо думать, не держат), либо некоего "интриганства". А кому оно нынче нужно?

Вот и новый глава российского ЦБ Сергей Игнатьев уже заявил на сей счет буквально следующее: "Политика валютного курса Центрального банка последние два года была вполне адекватной. И считаю, что никаких изменений в эту политику, во всяком случае, в ближайшем будущем, вносить не нужно. Поэтому, если кто-нибудь вдруг захочет заработать на создавшейся временной неопределенности, скажу только, что у ЦБ сейчас очень большие золотовалютные резервы, и он может сделать, а точнее, обязан сделать все для сохранения стабильности рубля".
Но в дальнейшем скорее всего рубль будет опускаться более быстрыми темпами, чем при Геращенко (в прошлом году - примерно на 0,5 процента в месяц). За это ратует экономический советник президента Андрей Илларионов, который неоднократно заявлял, что для стимулирования отечественного производителя российский рубль нужно быстрее девальвировать. Того же мнения, похоже, придерживается и премьер-министр Михаил Касьянов. На прошлой неделе он имел обстоятельную беседу с Владимиром Путиным, который выразил недовольство наметившимся снижением темпов экономического роста в стране. Чиновники из администрации президента утверждают, что в ответ Касьянов передал президенту служебную записку, в которой доказывалось: нынешние экономические неприятности России (в том числе замедление темпов роста и ускорение инфляции) - следствие неверной политики, проводимой ЦБ под руководством слишком независимого Виктора Геращенко.
Естественно, выдвигая на пост главы ЦБ Сергея Игнатьева, Кремль и правительство рассчитывают, что он будет более гибким, чем предшественник. Хотя в Минфине говорят, что это человек "очень принципиальный" и "очень порядочный". Министр финансов РФ и вице-премьер Алексей Кудрин отрекомендовал Игнатьева как "одного из самых опытных специалистов в области госфинансов", добавив, что у нас "таких высокопрофессиональных специалистов крайне мало".
Новому главному банкиру страны в этом году исполняется 54 года. Он равным образом может считаться и москвичом, и питерцем. (Этот анкетный вопрос приобрел у наc некую повышенную значимость.) В столице окончил экономический факультет МГУ и аспирантуру, а в Ленинграде провел юность (окончил техникум), и после московской учебы вернулся в Питер преподавать - сначала в институте советской торговли, потом в финансово-экономическом институте. С 1991 года - заместитель министра финансов (приглашен в правительство Егором Гайдаром). С 1992 года по октябрь 1993 года работал в Центробанке заместителем председателя, и Виктор Геращенко приложил немало усилий, чтобы избавиться от "чужака" в своей команде. Потом Игнатьев занимал должность замминистра экономики, полгода был помощником президента Бориса Ельцина, откуда в апреле 1997 года вернулся в Минфин на должность первого зам. министра.
Последний год Игнатьев возглавлял межведомственную комиссию по реформе банков с государственным участием, разрабатывал поправки к Закону "О Банке России" и концепцию реформирования Внешторгбанка и Внешэкономбанка России.
Главная (и самая трудная) задача, для решения которой Сергей Игнатьев призван в особняк на Неглинной улице, - ускорение реформирования банковской системы. Егор Гайдар, например, так и прокомментировал смену руководства ЦБ: "Геращенко последние годы проводил достаточно разумную, взвешенную курсовую и денежную политику, но было очевидно, что он не хочет заниматься проблемами, связанными с банковской реформой. Глава ЦБ боялся нажить себе врагов, так как реформы должны отсечь от банковской системы достаточно много банков, связанных с криминалом. А отставка Виктора Геращенко создает предпосылки к проведению банковской реформы".
Для рядовых граждан такие формулировки, быть может, не очень-то интересны. Но суть намеченного реформирования - в том, чтобы российские банки активно занялись финансированием (кредитованием) промышленности и сельского хозяйства. Что должно привести к экономическому росту, появлению новых рабочих мест, увеличению зарплат, пенсий.
КАК БУДЕТ МЕНЯТЬСЯ КУРС ДОЛЛАРА ПОСЛЕ УХОДА ВИКТОРА ГЕРАЩЕНКО?
Александр ХАНДРУЕВ, бывший зампред Центробанка:
- Сегодня нет никаких оснований для беспокойства. Предложение валюты на рынке достаточно устойчивое, и девальвировать сейчас рубль - это значит идти против рынка. К тому же искусственная девальвация рубля будет означать долларизацию экономики и как следствие - высокие темпы инфляции. Ибо снижение курса национальной валюты хотя и помогает экспортерам и в какой-то степени стимулирует конкурентоспособность отечественных товаров, но в итоге это неизбежно подстегивает инфляцию. Эти методы сродни допингу. Поэтому развитые страны никогда активно не используют снижение курса своей валюты для повышения конкурентоспособности своих товаров. Полагаю, и мы не пойдем этим путем.
Олег ВЬЮГИН, бывший первый зам. министра финансов:
- Как менялся, так и будет меняться. Игнатьев будет продолжать тот же курс, что и Геращенко. Ничего существенного не произойдет. При инфляции один процент в месяц рост курса доллара составит 0,6-0,8 процента.