К ВТОРЖЕНИЮ ГОТОВИЛИСЬ ВПОПЫХАХ,

О том, как готовились британцы к военной операции в Ираке и какую роль будут в ней играть, нашему корреспонденту рассказал в Лондоне полковник Боб СТЮАРТ, бывший командующий контингентом Великобритании в Боснии в 1991 - 1993 годах. Позже "Боснийский Боб", как его окрестили журналисты, занимал высокую должность в штаб-квартире НАТО.

- Как проходила подготовка британских войск к иракской кампании?
- В типично английском стиле. Это значит долго раскачиваться, а потом все делать впопыхах, ценой невероятных усилий. Начнем с того, что в момент, когда было принято решение о дислокации наших сил в Кувейте, выяснилось, что на складах нет соответствующего обмундирования. Это специфическая одежда для жарких условий пустыни. Дело доходило до курьезов: некоторые военнослужащие сами покупали себе в лондонских магазинах форму и ботинки! Сейчас эту проблему, кажется, все-таки решили.
- Промелькнули сообщения, что были сложности и с системой электронной идентификации. Что это за система?
- С ее помощью можно на любом расстоянии и при любых погодных условиях определить, к какой части относится тот или иной боец. Каждый участник операции снабжается соответствующим электронным маячком, который можно засечь откуда угодно, даже с самолета. Это особенно важно в пустыне.
У американцев такая система внедрена повсеместно, а у нас ее не было вовсе.
- Как бы вы охарактеризовали настроение военнослужащих, которые принимают участие в операции? Какое влияние оказали на них протесты миллионов британцев против войны?
- Конечно, они в курсе протестов, знают аргументацию за и против. Но существует старая английская армейская традиция: попал на войну - выкинь все из головы и воюй! На войне английский солдат воюет не ради королевы, премьер-министра или своих принципов. Главное для него - не подвести своих товарищей по оружию, не подставить их.
- Британские войска будут действовать самостоятельно или под командой американцев?
- Операцией руководят американские генералы. Наши части будут подчиняться их приказам. Это нормально. По сравнению с американцами численность нашего контингента невелика.
- И все-таки у вас есть представление, на каких именно участках будут воевать ваши соотечественники?
- Во-первых, в воздухе. Британия делегировала 70 самолетов. Что касается наземных войск, то несколько тысяч наших морских пехотинцев, видимо, будут главной силой, наступающей на Басру - очень важный порт, через который пойдет снабжение коалиционных частей. Кроме того, за Басрой начинаются бескрайние нефтяные поля, на которых стоят многочисленные вышки. Быстрый и бескровный захват Басры создаст положительный настрой, даст психологическое преимущество союзникам.
- Вы употребили слово "бескровный". Какими, на ваш взгляд, могут быть потери?
- Данные разведки и перебежчики говорят о том, что подавляющее большинство иракских военных не испытывают любви к Саддаму и не горят желанием проливать за него кровь. Если это так, то союзникам придется столкнуться не столько с сопротивлением, сколько с массовой сдачей противника в плен.
Возможен и более суровый вариант, когда в Багдаде наиболее преданные Саддаму части республиканской гвардии окажут сопротивление. В этом случае, конечно, будут потери. Никаких норм на этот счет не устанавливалось. Ясно, что командование постарается сделать все возможное, чтобы цифры потерь были незначительными.
Что касается иракцев, то, насколько мне известно, наши войска будут стараться свести потери иракской армии до минимума. Это важно для того, чтобы не омрачить иракскому народу праздник освобождения от диктатуры.