ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ...

В пятницу Госдума собирается принять в пожарном порядке сразу в трех чтениях поправку в Федеральный закон "О таможенном тарифе", отменяющую предельную величину таможенной пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов, сообщает ИНТЕРФАКС-АНИ. Дело важное. Но при этом игнорируются мнения профильных комитетов, которые должны дать правовую оценку поправкам и хотя бы в первом приближении проанализировать их на предмет противоречия другим законам. Ничего этого на сей раз нет. Почему? Дело, думается, в том, что депутаты накануне выборов "спешат делать добро" своим избирателям.

Хочется сделать, как лучше. Вот депутаты и собираются развернуть нефть на внутренний рынок. Тогда, мол, цены на нее упадут, и всем нам, в том числе сельхозпроизводителям, у которых очередная посевная на носу, будет жить хорошо. Но на самом деле поправка, будь она принята, даст правительству право вводить такие экспортные пошлины, которые могут играть роль запрета на экспорт. Ни у кого жизнь от этого не станет легче, а бюджет не досчитается многих миллиардов нефтерублей.
Во-первых, господа депутаты, проявите некоторое терпение. Цены на нефть, учитывая начавшуюся войну в Ираке, и так вот-вот могут рухнуть до такого уровня, что, возможно, придется принимать прямо противоположные поправки. А теперь о сути вопроса. Сейчас ставки экспортных пошлин на нефтепродукты привязаны к ценам на нефть - чем они выше, тем выше и пошлины. Просто и логично. Если же правительство установит запредельные пошлины на нефтепродукты, то их экспорт становится убыточным даже при "очень мировых" ценах.
Дело в том, что при переработке нефти образуются светлые и темные нефтепродукты в соотношении примерно пятьдесят на пятьдесят. Раньше это, кстати, изучали в школе. Ни один даже самый современный перерабатывающий завод не может производить даже из самой качественной нефти 90 процентов бензина и дизельного топлива летом или же 90 процентов мазута зимой. К сожалению, технология нефтепереработки не позволяет отказаться от производства несезонных нефтепродуктов.
Именно по этой причине переработка нефти в России (185 миллионов тонн в прошлом году) превышает суммарное потребление по всем видам нефтепродуктов (105-110 миллионов тонн в год). Так происходит всегда. Тем не менее никто уже и не вспомнит, когда в последний раз наблюдалась нехватка бензина или мазута. При этом нефтепродукты, не пользующиеся спросом (например, мазут), летом экспортируются.
К чему приведет предлагаемое ограничение экспорта нефтепродуктов? В ближайшую посевную у всех производителей скопится большое количество мазута. Бензин и солярка продаются и так хорошо, а потому рассчитывать на снижение цены бессмысленно. Единственное, на что могут снизить цены нефтяники, - это мазут. Но в случае реализации предлагаемой поправки его никто не сможет продать. Произойдет затоваривание. Единственным выходом из этого положения станет сокращение производства всех нефтепродуктов до такого уровня, при котором всю продукцию можно будет продать. Такая получается технология.
Увеличения, а значит, и снижения цен на нефтепродукты на внутреннем рынке не произойдет. Он уже сейчас затоварен. Отпускные цены переработчиков находятся на самом низком пределе рентабельности, а высокие цены держатся исключительно благодаря введению новых акцизов. Поддерживать маловыгодные поставки нефтепродуктов на внутренний рынок нефтяные компании могут именно благодаря экспорту, который и позволяет перекрывать издержки.
Не надо быть крутым экспертом, чтобы понять: принятие поправки неминуемо приведет к дефициту бензина и дизтоплива в период посевной и уборочной кампаний и к забытым очередям на заправках. Следующий естественный шаг - повышение цен на все нефтепродукты. Кроме того, снижение производства приведет к сокращению рабочих мест, значительному уменьшению налогооблагаемой базы. А из каких средств будем повышать пенсии и зарплаты бюджетникам? В общем, хотели как лучше, а получается, что внеэкономическое, административное регулирование рынка приведет к прямо противоположным результатам, чем те, на которые рассчитывают авторы поправки.