КУДА ПОСЛАЛИ ВЕТЕРАНА ТРУДА?

Когда ростовчанину Юрию Галате пришла пора оформлять пенсию, он вспомнил о хранившемся дома знаке "Победитель соцсоревнования 1978 года". Чиновница управления соцзащиты, мельком взглянув на регалию, обронила: "Звание ветерана труда вам не положено". Галата пытался доказать, что его стаж достаточный, а в документе к награде значится: "От имени министерства..."

- Вам знак вручали на предприятии? - спросила чиновница.
- Ну да, - подтвердил он.
- А нужно, чтобы было решение министерства.
Именно тогда, в 1999-м, Галата и узнал, что в Федеральном законе "О ветеранах" не прописано, что считать ведомственной наградой. Выходил казус: с одной стороны, министерства делегировали предприятиям и профсоюзам право награждать достойных на местах, а с другой - именно по этой причине (по мнению чиновников) награды перестали быть "министерскими".
Галату послали за разъяснениями в минтруда области. Там сослались на письмо Минтруда России 1995 года. Другой бы на его месте плюнул и бросил хождение по мукам, а он продолжал копать. Откуда было знать посылавшим его по кругу чиновникам, что жажда справедливости у бывшего радиотехника проснулась еще в юные годы, когда он смог доказать невиновность отца, репрессированного в 1938 году. Позже ему удалось отстоять права более сотни человек, коллег по предприятию, которым не давали возможности уйти на пенсию по так называемой горячей сетке, хотя производство и в самом деле было вредным.
Итак, наш герой не спасовал перед бюрократической машиной, написал письма в Министерство труда РФ, в областную, а затем в Генеральную прокуратуру. Когда прочитал ответ за подписью заместителя Генпрокурора, Галата едва не свалился со стула. Оказывается, злополучное письмо Минтруда России 1995 года, на которое при отказе ссылались местные чиновники, не было опубликовано и не зарегистрировано в Минюсте. По сути, оно незаконно и является, как говорят в народе, филькиной грамотой. Более того, как выяснилось, Минюст России (Галата получил ответ и из этой инстанции) еще в 1998 году указывал на необходимость отменить и отозвать это письмо из субъектов РФ "в связи с несоответствием действующему законодательству".
Собрав пухлую папку документов, Юрий Галата в 2001 году отправился в Кировский районный суд. Заседание длилось всего пару часов, после чего судья вынес решение в пользу пенсионера. Аргументация была столь убедительной, что областные минтруда и управление соцзащиты отказались от подачи кассационной жалобы. Кто бы мог подумать, но решение, принятое в тесной комнатке райсуда, почти мгновенно отозвалось в Москве. Спустя месяц Генпрокуратура провела соответствующую проверку и отменила печально знаменитое письмо Минтруда России 1995 года.
Казалось, можно праздновать победу. Но не тут-то было! Чиновники по-прежнему сами решают, тянут ли представленные пенсионером документы на присвоение ему звания "Ветеран труда". Только теперь они опираются, как сами утверждают, на мнение Министерства труда РФ.
К сожалению, не изменил ситуацию и подписанный В. Путиным в декабре 2005 года Федеральный закон "О внесении изменения в ст. 7 Федерального закона "О ветеранах". В нем по-прежнему не уточнено, что следует считать ведомственным знаком, а что - нет. Кроме того, принимать решения по этому вопросу будут на местах.
В итоге, как полагает Юрий Галата, в одних регионах будут считать ветеранами труда тех, кто в свое время получил знак "100 лет российскому трамваю" (есть и такой) или "Отличник архивного дела", "За заслуги в стандартизации", а в других, возможно, откажут обладателям наград "Почетный металлург" и "Почетный полярник".
Между тем, не дожидаясь ликвидации пробела в соответствующем законе, пенсионеры Ростовской области идут своим путем. Как и в случае с Юрием Галатой, уже в пяти районных судах Ростова-на-Дону приняты положительные решения в отношении исков более десятка пенсионеров. Правда, несмотря на созданный судебный прецедент, каждый из обиженных проходит нелегкий путь тяжб от начала до конца. К примеру, 14 месяцев ушло на доказательство своей правоты у 67-летнего Виктора Ткаченко, инженера почти с 40-летним стажем. Слесарь-ремонтник Ростсельмаша Иван Мартынов, награжденный в свое время двумя знаками "Победитель соцсоревнования" (производственный стаж 51 год), также вынужден был искать правду в суде.
Узнав о положительном исходе дела, к Галате за помощью потянулись жители не только областного центра, но и других городов и сел Дона. Он практически никому не отказывает, а денег за услуги не берет, хотя справляется с обязанностями не хуже юриста. "Между тем, - рассуждает Юрий Петрович, - законодателю в лице Госдумы достаточно принять поправку к закону, расшифровав понятие "ведомственная награда". Пенсионеры сберегут массу нервов и здоровье, а суды избавятся от сотен лишних дел".
Пока же претенденты на звание "Ветеран труда" вынуждены в судах доказывать, что они не обманывают государство, а пытаются получить то, что им положено по закону.