НАРКОЛОГ-УБИЙЦА

Без малого два года назад наша газета рассказывала об аресте по подозрению в убийстве своей коллеги главного нарколога Петербурга Сергея Тихомирова (см. "Труд" за 15.10.04). Тогда казалось, что произошла ошибка. Следователи ГУВД совместно с городской прокуратурой сразу начали расследование. Недавно оно завершилось. Материалы его занимают несколько толстых папок. Поверить в то, что кроется за ними, трудно. Но факты - вещь упрямая. И они свидетельствуют против Тихомирова. Журналисту "Труда", все эти два года следившей за работой сыщиков, удалось одной из первых познакомиться с материалами предстоящего процесса. Прокуратура Петербурга уже передала это дело в суд.

Начальника медицинской части наркологического диспансера Петербурга Ларису Артюховскую убили в ее доме на улице Замшина в августе 2004 года. Бомба взорвалась в тот момент, когда женщина подошла к дверям своей квартиры.
А через несколько часов стало известно, что едва не погиб и главный врач того же диспансера, по совместительству - главный нарколог Северо-Западного федерального округа (СЗФО) Сергей Тихомиров. В подъезде дома, где он жил, было обнаружено взрывное устройство. Его вовремя заметил кто-то из жителей подъезда, сообщил по телефону в органы, взрыв удалось предотвратить. Случилось это буквально за пять минут до возвращения Тихомирова с работы.
Но даже неспециалисту было ясно: есть какая-то связь между двумя этими чрезвычайными происшествиями. Артюховская и Тихомиров не один год работали вместе. Он был ее непосредственным начальником.
Уже через пару недель после начала расследования в городе стали поговаривать о том, что главный нарколог региона... сам заказал нападение на себя. С тем, чтобы отвести подозрение сыщиков от участия в убийстве Ларисы Артюховской.
В отношении последней, между тем, выяснилось много неожиданного. Начмед диспансера, как оказалось, регулярно помогала так называемым состоятельным больным. Отказываясь от госпитализации, даже не становясь на учет, как это положено, те за наличный расчет получали от нее лекарства, необходимые для лечения от нарко- или алкогольной зависимости. Стоимость "услуги" составляла от 100 долларов до нескольких тысяч . Сколько таких больных было? Следователи полагают, что не одна сотня человек в год.
С другой стороны, 50-летний в ту пору Сергей Тихомиров, заняв в 2002 году без отрыва от основной работы должность главного нарколога СЗФО, получил серьезные административные права. Например, рекомендовать выдать (или, наоборот, отозвать) лицензию на право деятельности частной наркологической клинике. Стоимость лицензии была им установлена твердая - 2 тысячи долларов.
Провернуть "бизнес" главврач наркодиспансера собирался еще при прежнем руководителе наркослужбы СЗФО Леониде Шпилене. Но тот, что называется, уперся. Известный в городе специалист, авторитетный в своей области ученый, он, конечно, понимал, к чему может привести подобное платное лицензирование. За что вскоре и поплатился. Сначала его просто припугнули, избив. Леонид Семенович угодил в больницу, лечился долгих два месяца. Едва вышел на службу, новое покушение, уже со взрывом. Чудом не погиб. В третий раз в ход пошли металлические прутья. Залечив новые раны, ученый подал в отставку. Его пост тут же занял Сергей Тихомиров.
Любопытно, что и в кресло главного врача наркологического диспансера Тихомиров "запрыгнул" в свое время будучи, в сущности, рядовым врачом, после того как прежнего руководителя Наталью Куликову неизвестные облили серной кислотой. Она вынуждена была уйти с работы по состоянию здоровья.
Еще более любопытный факт - дружба Тихомирова с рядовыми санитарами морга. В частности, с Павлом Беляевым. Тот известен в криминальном мире северной столицы как бригадир кудряшовской группировки и "куратор" сферы ритуальных услуг города. Большинство его "бойцов" были оформлены санитарами различных моргов (их в Петербурге 41), где успешно занимались хищениями бюджетных средств, махинациями, вымогательством. А помимо этого участвовали, как уже установлено, в убийствах.
Что может связывать образованного человека, руководителя-медика и отпетых уголовников? Жажда наживы. Любым путем, невзирая на лица, не считаясь ни с чем.
С Беляевым главного нарколога познакомил директор частной наркологической клиники Марат Дрейзин. Когда-то по ходатайству именно Сергея Тихомирова он получил вожделенную лицензию на право заниматься частной практикой. Считал себя его должником? Или сам тоже был участником игры, затеянной "старшим по должности товарищем" по выколачиванию денег с богатых пациентов? И с той должности, которую занимал Тихомиров. Не секрет, что в последние годы российское правительство много внимания уделяет проблеме наркомании. На ее профилактику, равно как и на лечение подверженных наркозависимости людей, средств в стране не жалеют. Денежные потоки - и бюджетные, и спонсорские - здесь льются огромные.
"Беляев тебе поможет", - представил Дрейзин будущего убийцу своему коллеге. Санитары не стали церемониться. Едва получили "отмашку" "пугнуть жадную Артюховскую", без колебаний вынесли ей смертный приговор и привели его в исполнение. А чтобы тень этого убийства не легла на Тихомирова, инсценировали покушение и на него...
Уже через месяц после тех августовских событий главный нарколог города был арестован, ему предъявили обвинение. Вскоре после этого арестовали Дрейзина и Беляева. А также Алексея Чабана, Дмитрия Полешкина, Александра Сырова - как считает следствие, убийц Ларисы Артюховской.
По предварительной версии, начмед мешала главврачу воровать. За это, говорили, и поплатилась жизнью. Однако после тщательного расследования сыщики изменили свое мнение, придя к выводу, что женщина, пользуясь своим служебным положением, сама воровала. А убили ее потому, что не захотела делиться с начальником.
Так все это или несколько иначе, и какова степень вины каждого из упомянутых здесь граждан перед законом, теперь будет решать суд.