ПРИНЦ-ПОДКАБЛУЧНИК

Словосочетание "китайский цирк" столь же красноречиво, как "русский балет".

Поэтому включение балетно-акробатического шоу "Лебединое озеро" в программу дней Шанхая в Москве стало интересной, хотя и весьма своеобразной данью уважения наших восточных соседей к русской культуре. Конечно, поборники чистой классики могут быть недовольны "посягательством" на наш национальный шедевр. На самом же деле китайские поклонники балетной сказки Чайковского, не желая штамповать ее несовершенные копии, сделали все на свой лад - и совершили едва ли не чудо.
Публика любит, чтобы на ее глазах рисковали жизнью. И здесь это делают. Всерьез. Но с улыбкой. И ты чувствуешь себя порой ярмарочным зевакой, что в ожидании дива заглядывает в глазок паноптикума. Ну а там... Величавый двухметровый лебедь внезапно оборачивается злым волшебником. Огнеокий коршун простирает свои черные крылья над всей (!) сценой Кремлевского дворца. Влюбленный принц путешествует по экзотическим странам на парусниках, слонах и верблюдах. Акробаты, жонглеры, гимнасты, клоуны и танцоры своими легкими па опровергают все законы физики.
Чтобы вот так, подобно птицам, парить под колосниками, порхать на батуте и играючи справляться с многометровыми шестами, каждый день на тренировках китайские артисты "пролетают" более 3 километров, делая по 1440 прыжков. Их фантастическое мастерство оценено бессчетными золотыми наградами на самых престижных цирковых соревнованиях.
И в то же время это - настоящий театр. По большому счету происходящее на сцене ни в чем не диссонирует с волшебной музыкой. Хотя порой вдруг помогает воспринять ее совершенно по-новому. Например, когда под мелодию знаменитого вальса в гипнотических ритмах и головокружительных комбинациях вращаются акробаты в громадных сверкающих кольцах, вдруг окунаешься в сказочное, полузабытое эмоциональное состояние, которое бывает только в детстве в предновогодний вечер...
Такие пронзительные моменты спектакля неожиданно сменяются самыми забавными. К примеру, коварная Одиллия - этот перевертыш Одетты - в буквальном смысле встает с ног на голову, причем колдует этими ножками не менее обворожительно, чем когда-то Майя Плисецкая - руками. То же самое делают маленькие лягушата (аналог маленьких лебедей) - виртуозы брейк-данса. Впрочем, невиртуозов в этой труппе вовсе нет. Где еще можно увидеть, как Одетта (да и вообще балерина) ходит по проволоке на пуантах, а в кульминационный момент победно взмывает в арабеске, стоя на макушке у Принца? И все это - без страховочной лонжи.
Впечатление довершают сотни роскошных костюмов из китайских тканей и небывалой красоты декорации. А в финале в честь свадьбы Принца и Лебедя за три секунды на сцене раскрываются три тысячи цветов.