УШЕЛ ЧЕЛОВЕК НА ВСЕ ВРЕМЕНА

На 86-м году жизни от лейкемии скончался величайший британский актер Пол Скофилд. Он стал первым иностранным Гамлетом, которого увидели зрители в Советском Союзе, и это первое впечатление русская культура хранит до сих пор.

Позже он сыграл Лира в постановке легендарного Питера Брука. Этот спектакль лег в основу одноименного фильма, сделав Скофилда иконой шекспировского театра ХХ века. Камера была влюблена в его актерскую фактуру не меньше рампы - в 1966-м он получил Оскара за роль Томаса Мора в картине "Человек на все времена". И даже в его недавнем появлении на экране в "Гамлете" Франко Дзеффирелли, который поручил Скофилду роль отца-призрака, видно, как великий британец одним взглядом, одним тихим словом, сказанным своим незабываемым голосом, переигрывает Мела Гибсона, который выглядит в этой сцене беспомощным увальнем.
Остается только жалеть, что роль Пуаро в "Убийстве в Восточном экспрессе" в результате досталась Альберту Финни, а Марлон Брандо увел у него роль Марка Антония в фильме "Юлий Цезарь" Но самая обидная потеря - роль Сальери в "Амадее", которую Скофилд играл на премьере этой пьесы на Бродвее, но фильм и "Оскар" достались в результате Мюррею Абрахаму.
Скофилд был одним из первых актеров нового психологического театра, который отказался от пафоса декламации. Избегал он и громких почестей. После триумфа в "Гамлете" в 1956-м он принял звание командора Ордена Британской империи, но затем трижды отклонял предложение королевы посвятить его в рыцари.
воспоминания
Олег Табаков, актер, режиссер, руководитель МХТ:
"ОН БЫЛ ЧАСТИЦЕЙ МОЕЙ ЖИЗНИ"
- Приезд Брука с "Гамлетом" в 1957 году стал для нас разрушением одного из табу, которые существовали в советской жизни. Нам показали жизнь на других театральных планетах. Меня поразило, что в герое Пола Скофилда не было театральности. Молодой человек метался по сцене и пытался побороться за справедливость, которой, в общем, мы видели вокруг себя мало не только на сцене, но и в жизни. Ну а дальше - жили и встречались. Я видел иные его роли, в частности, короля Лира во второй приезд к нам. И в Лондоне, когда я там ставил "Ревизора". На самом деле сэр Пол Скофилд был частицей моей жизни, моего представления о театральной Великобритании. Потеря его невосполнима.