Россиянам предлагают просроченную еду

Фото: globallookpress.com

Люди не разбираются в потребительских правах и больше доверяют общественным организациям, чем государству


Более трети сограждан в прошлом году столкнулись с нарушением своих потребительских прав. 37% респондентов рассказали об этом социологам ВЦИОМ. Специалисты опросили 1600 совершеннолетних россиян по телефону.

Что им так не нравится?

Большинство недовольных (47%) купили продукты с истекшим сроком годности. 40% пришлось не по душе качество вещей или еды. 33% пожаловались на манипуляции: обвес или обсчёт на кассе. Почти столько же – 32%, - держат обиду на персонал магазинов. Ценник на товары или услуги поразил 26% опрошенных, а соблюдением санитарных норм озаботились 20% граждан. 
 
С частыми нарушениями за прошлый год сталкивались 4% респондентов: их потребительские права попирались более чем в половине случаев. При этом около трети (30%) граждан припомнили лишь пару эпизодов нарушений их прав за прошедший год. 
 
Тема прав потребителей звучала во время недавнего экспертного совета в Думе, рассказал журналистам глава Союза потребителей Петр Шелищ. Так, торговцам предлагалось ввести универсальные типы маркировки дат срока годности продуктов. Сейчас потребитель не всегда может обнаружить информацию о дате, да и торговля испытывает от этого издержки, сказал Шелищ. Обсуждается вариант маркировки, которая будет реагировать на приборы кассиров и препятствовать продаже просроченного товара. 
 
В целом за 8 лет права потребителей стали нарушать реже. В 2010 году довольных было 49%, а сейчас таких 61%, говорят социологи. 
 
«Мы не видим роста удовлетворенности потребителей, - сказал газете «Труд» глава Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков. – По нашим исследованиям недовольство растет. Возможно, опрошенные ВЦИОМ делали акцент на случаях обмана с крупными суммами денег, а их явно меньше». 
 

Граждане, учите матчать!

Уверены в знании своих прав только 16% потребителей. А 69% сознались в обратном. Это говорит о плохом просвещении потребителя, полагает Аншаков. «15 лет мы бьемся, чтобы ситуация изменилась. Плохо, что должных усилий не прикладывает власть. Грамотного потребителя сложно обмануть: он делает взвешенный выбор и не поддерживает рублем мошенников», - отметил эксперт. 
 
Интересно, что более половины опрошенных (54%) в случае недостатков в обслуживании или проблем с проданным товаром пойдут жаловаться общественным организациям. 45% доверят свою защиту государству в лице Роспотребнадзора. Подадут иск в суд 15% респондентов, а обратятся в полицию 11%, сообщают социологи.  
 
«Люди не доверяют государственным органам, и обоснованно. Потребитель ждет от государства защиты, а оно не выполняет своих обязанностей, - считает Аншаков. – Власть не верно понимает лозунг «Хватит кошмарить бизнес!». По его словам, ещё с середины 90-х с попустительства чиновников царит недобросовестная конкуренция. Силовики закрывают глаза на качество товара у производителя, умудряясь городить ненужные административные барьеры для предпринимателей. «Можно делать натуральное масло, но стоит по соседству появиться тому, кто состряпает суррогат, как честный производитель проиграет. Пищевая промышленность далеко шагнула: подделать можно всё». Государство жаждет, чтобы бизнес не повышал цены, но затормозить их рост зачастую можно лишь ценой качества. А с падением качества товара снижается и доверие потребителя, говорит Аншаков. 
 
В Роспотребнадзоре работает около сотни тысяч человек. У них бюджеты, лаборатории. Но кто они в действительности и чем заняты, - вопрос, рассуждает эксперт. В многочисленных документах и программах государство обещает заботу о потребителе, но на практике до этого далеко. Нужна долгосрочная политика, смена техрегламентов, актов, хромает и правоприменительная практика защиты интересов потребителя, утверждает специалист.  
 
Напомним, Роспотребнадзор пообещал усилить борьбу с ложными данными о составе продуктов на этикетках. А с 1 марта вступила в силу обязательная цифровая маркировка табачной продукции. По замыслу законодателей, мера должна повысить прозрачность торговли и уменьшить долю контрафакта на рынке.
 

Александр Лукашенко считает, что без США войну в Донбассе не остановить. Ваше мнение по этому поводу.