11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОСЛЕДНИЙ ШКОЛЬНИК

Зубов Михаил
Опубликовано 01:01 21 Апреля 2000г.
Северный поселок Волонга некогда был цветущим, селяне - "зажиточными" - по старым, советским меркам. Мужчины в основном работали на лесоповале, женщины - на железнодорожной станции и в подсобном животноводческом хозяйстве. Было в поселке много ребятни, для них работали детский садик, школа, клуб...

Сейчас Волонгу не узнать. Покосившиеся, запущенные или вовсе брошенные дома. Заколоченные крест-накрест окна давно закрывшегося детского сада. Провалившаяся крыша коровника и кладбище разбитой и разграбленной техники - это ферма. На ней сейчас работают четыре человека - содержат оставшиеся десять голов скота. Хоть зарплата у работников и невелика - примерно 500 рублей в месяц, эти люди вызывают всеобщую зависть. Потому что у остальных - вовсе нет работы. В еще недавно шумном, людном поселке живут лишь 60 человек. После того как прекратил работу леспромхоз и пришла в упадок ферма, большинство семей уехали в другие города и веси в поисках работы и достойной жизни. Трагичны судьбы тех, кто этого не сделал. Три года назад по поселку прокатилась волна самоубийств: несколько молодых, здоровых мужиков, поняв, что не могут прокормить семьи, свели счеты с жизнью...
Назвать сегодняшнюю Волонгу безнадежным, умирающим поселком мешает только одно обстоятельство. В поселке все еще работает школа, и для местных жителей именно она стала своего рода символом надежды. В начале учебного года в школу ходили четверо учеников, теперь остался лишь один-второклассник Леша Макаров, остальные с родителями уехали. Но школа и после этого продолжала работать. В администрации Харовского района мне признались: "Люди верят: школу не закрывают потому, что поселок нужен и его собираются возрождать. Разве можно отнимать эту веру?"
Аккуратный, с любовью оформленный класс. Учительский стол и перед ним одна-единственная парта. Для Леши такая учеба один на один с преподавателем - благо, некий уникальный шанс. Новый материал осваивает с превеликим трудом, и в обычном большом классе он мог бы вовсе не научиться считать и писать как следует. Здесь же все внимание учительницы направлено только на него, и результат налицо. Скорость письма у Леши уже выше, чем у большинства сверстников из соседних поселков. К тому же ему удалось привить главное - усидчивость и внимательность. По скорости чтения, правда, он пока отстает от нормы. Но и здесь прогресс: осенью читал 15 слов в минуту, теперь - уже 35. Хуже всего дается математика, но он старается. Впрочем, становиться Лобачевским он не собирается: "Хочу, когда вырасту, быть трактористом, как мой папа".
В школе работают двое: учительница и уборщица. Остальные ставки давно сократили. Труд учительницы, 25-летней Марины Бломберус, иначе как подвижничеством и не назовешь. И дело даже не в мизерной зарплате, которую платить вовремя стали только два месяца назад. Дело в том, что рабочий день у нее получается шестнадцатичасовым. Марина живет не в Волонге, а в райцентре - Харовске. Оттуда в поселок теперь можно попасть только на поезде - автомобильная дорога пришла в негодность и ее одолеть под силу лишь вездеходу. Пригородные поезда ходят по очень неудобному графику: выезжать из Харовска приходится в 4.53 утра, а обратный поезд - почти в восемь вечера.
Лешина семья на учительницу буквально молится. "Когда из поселка уехала семья Богдановых и Леша остался единственным учеником в школе, мы перепугались: а вдруг школу закроют?"-рассказывает Алешина бабушка, Нина Ивановна.
Было отчего испугаться. До ближайшей школы нужно добираться на поезде, а это стоит денег. Можно отдать парня в интернат, но и за это пришлось бы платить 200 рублей в месяц. Таких денег у семьи нет. Отец Алеши погиб три года назад - попал под поезд. Мама-безработная. Живет семья на бабушкину пенсию и детские пособия. У Леши есть младший братик и сестренка. Девочка 1 сентября должна пойти в первый класс. Так что будет в школе уже двое учеников.
Пока идут уроки, я рассматриваю стенды с наглядными пособиями, нарисованными учительницей. Она не только необходимые по программе плакаты рисует, но и ремонт в школе сама делает, и учебники покупает... Вот небольшой стенд "Они постарались" - лучшие работы учеников. Лешкины рисунки и пластилиновые фигурки. "Лучшие по предметам": в графе "Природоведение"-Лешкина фамилия, а в "Русском" и "Математике" - пока прочерк. А вот доска объявлений: "Скоро у нас в классе, 21 апреля, утренник "Времена года"". Марина очень старается, чтобы все было как в обычной школе, чтобы Лешка не чувствовал себя одиноким и оторванным от сверстников. И все же от этого радостного цветного объявления об утреннике повеяло неизъяснимой грустью... Да, на утренник придут мама и бабушка, но читать "монтаж" Лешке придется одному...
После третьего урока Марина ставит чайник - начинается большая перемена. Для своего ученика она приносит из дома бутерброды. Лешка очень любит эти бутерброды с маслом и дешевой колбасой, потому что дома таких не бывает. А после завтрака - небольшая прогулка. Пацан надевает изодранную, застиранную куртку, которая уже на нем не сходится - мала. Я не смог удержаться от бестактного сочувствующего взгляда, и мальчишка тут же ответил: "Ничего, вот придет лето, будем собирать грибы, ягоды (их тут - море) и продавать в райцентре. Накопим на новую куртку!"
Марина в этом году заканчивает педагогический университет. По специальности - учитель русского языка и литературы. Заманчивых предложений - работать рядом с домом, со старшими классами уже получила немало. Но ответа не дала. А как согласиться? Что будет со школой, если ее покинет единственный учитель? Найдется ли другая сумасшедшая каждый день ездить в эту глухомань? Да и душой она к школе прикипела, ведь начала здесь работать уже девять лет назад, сразу, как сама вышла из-за парты. Тогда еще было в поселке весело, многолюдно...
В Вологодской области в последнее время были закрыты 22 сельские школы. Причина та же: учить некого. Но еще работают 385 школ-малюток, в которых учатся от одного до 15 детей. Держатся прежде всего благодаря подвижничеству учителей. Но по прогнозам, если не начнет возрождаться сельское, лесное хозяйство, большинство из них все же закроются уже в ближайшие годы.
"Нам было очень трудно добиться того, чтобы школу в Волонге сохранили, - рассказывает заведующий районным отделом образования Виктор Белов. - Областные власти настаивали на том, чтобы закрыть ее и несколько других, в которых осталось по три - пять учеников. И продолжают настаивать. Формально они правы. Но мы - РОНО, поселковые власти и учителя этих школ-малюток - настаиваем на своем. Школы должны быть! В том числе потому, что сами верим - жизнь в этих поселках еще может возродиться".
Эти надежды, как теперь выясняется, обоснованны. В апреле неожиданно для многих возобновилась лесозаготовка. Лесные хозяйства постепенно наращивают производительность, и, как мне сказали, уже начали предоставлять рабочие места жителям лесных поселков. В ближайшее время очередь, видимо, дойдет и до Волонги. Потребуются работники на товарную станцию, водители и трактористы. Не исключено, что уже ближайшим летом, получив работу на лесозаготовках, в свои брошенные дома смогут вернуться многие семьи, уехавшие в поисках хлеба насущного. Может, вернется и Валя Богданов, сидевший с Алешей Макаровым за одной партой, и его сестренка Катя, которой пора будет в первый класс вместе с сестрой Алеши. Может быть...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников