ЗОНА ВНЕ ЗАКОНА

Что-то уж больно часто невероятное становится нынче очевидным. Трудно даже вообразить, но ведь факт: в борьбе за директорское кресло уволенный с завода менеджер фактически захватил 100-тысячный индустриальный город и установил там свои порядки, высокомерно игнорируя все законоуложения - от распоряжений арбитражных судов до Конституции России. Хочешь не хочешь, а приходится констатировать, что подобный вызывающий правовой нигилизм возможен лишь при бездействии, а то и попустительстве местных властейи федерального центра.

Речь идет о городе Серове, что на севере Свердловской области. Печально прославился он на всю страну затяжным конфликтом вокруг местного металлургического завода, подробности которого хорошо известны читающей публике. Сейчас скандал, похоже, достиг своего апогея. Недавно, заявившись на заседание областного правительства, незаконно назначенный генеральным директором завода и законно уволенный с этой должности Антон Баков обвинил своих оппонентов в "экономической блокаде" и "удушении" предприятия и пригрозил в качестве ответной меры чуть ли не провозгласить Серовскую Республику.
А что же Екатеринбург и Москва? Столица, насколько известно, не отреагировала на эту дерзкую выходку никак. А в Екатеринбурге прошло очередное совещание с участием представителей областных прокуратуры, ГУВД и департамента судебных приставов. Они от имени этих серьезных учреждений "выразили готовность приступить к процедуре исполнения решения арбитража" по поводу ликвидации созданного мошенническим путем "народного предприятия" Серовский металлургический завод.
Почему же проявляется такая медлительность, когда закон и сама жизнь требуют жестких и срочных мер? Губернатор Эдуард Россель, имеющий репутацию твердого и принципиального руководителя , который еще в конце прошлого года выразил тревогу и озабоченность ситуацией на этом градообразующем предприятии, предпочел нейтралитет. "Областная власть принципиально не вмешивается в эту историю, дожидаясь, когда к власти на заводе придут нормальные люди", - только и сказал он.
Этот момент настал. 16 марта сего года арбитражный суд Свердловской области принял решение о ликвидации НП Серовский метзавод и назначил провести ее Алексея Борщенко. А того Антон Баков на предприятие не пускает. В тот же день на заводской территории начались "оборонительные работы". Подъезды к предприятию, все входы и выходы были перекрыты железобетонными плитами и блоками. Здание заводоуправления окружили внушительного диаметра трубой с грозным предупреждением "Опасно, газ!" Рядом с проходной и травмпунктом предусмотрительно высыпали груды битого кирпича - оружия пролетариата. Круглосуточное оплачиваемое дежурство в счет рабочей смены несут до 150 "народных дружинников", которых в Серове называют "частной армией" Антона Бакова...
Городской прокурор по этому поводу ограничился предупреждениями о "плачевных последствиях" и призывами к населению "соблюдать спокойствие". Так, может, Генпрокуратура и Минюст России скажут подобающее случаю веское слово? Или они не замечают, что цепная реакция передела собственности явочным порядком идет в России полным ходом? Все чаще решения судов попросту и безбоязненно не выполняются, а недовольные ими руководители предприятий начинают обманом поднимать на борьбу против судебной власти целые трудовые коллективы, провоцируя рабочих на противоправные действия.
Пока, как говорится, суд да дело, Серовский металлургический приходит в упадок. Сейчас завод мощностью 1,2 млн. тонн металла в год выплавляет всего 400 тыс. тонн. Да и те гонит за валюту в Китай. Объем производства сокращается неуклонно - только за прошлый год он снизился более чем на 17 процентов по сравнению с предыдущим. В Министерстве экономики РФ, кажется, такое положение вещей никого не тревожит. Словно там за рассуждениями о возрождении экономического могущества России не замечают, как чахнет могучее и необходимое для того самого возрождения производство. Кстати, в то время как по соседству, в том же самом Серове, заводы ферросплавов и железобетонных изделий выпустили в прошлом году продукции в 2,4 раза больше, нежели в предыдущем, а механический завод за тот же период объем производства практически удвоил.
На фоне общего экономического оживления, наблюдаемого в настоящее время в Свердловской области, итоги хозяйственной деятельности мятежного директора выглядят особенно плачевно. Общая кредиторская задолженность Серовского металлургического завода к началу этого года достигла 192 млн. рублей, в том числе 112 млн. составили долги перед бюджетами всех уровней. Только городскому бюджету предприятие задолжало 4 млн. рублей - и это при том, что вся задолженность городской администрации работникам бюджетной сферы на март месяц не превышала 3,7 млн... Министерству по налогам и сборам, как в былые времена победно рапортующему о перевыполнении своих планов, эти чуть ли не 200 млн. рублей, не поступивших в госказну, могут казаться мелочью. Вот только вряд ли с ним согласится множество сирот и инвалидов, врачей и учителей, которые ждут, но не могут дождаться положенных денег, единственного источника средств к существованию.
Антон Баков с редкостным цинизмом объясняет, что не платит налоги умышленно - с тем чтобы выплачивать зарплату рабочим. Но почему тогда задолженность по зарплате на Серовском металлургическом к началу 2000 года составила в денежном выражении 30 млн. рублей, а по времени - два месяца? По некоторым же цехам задержка зарплаты достигает пяти месяцев. В то же время, как утверждается в местной печати, принятые на завод активисты печально известного регионального общественно-политического движения "Май" исправно получают до 10 тысяч рублей в месяц. Из этих же источников следует, что "дружба" с движением небескорыстна и обходится в кругленькую сумму. Только с мая по декабрь 1999 года в него вложена сумма, почти равная годовой зарплате всего 9-тысячного трудового коллектива.
Конечно, задержка зарплаты стала у нас явлением обычным. Но это дает еще один повод к тому, чтобы народные избранники в парламенте России прислушались к настойчивым рекомендациям экспертов и в законодательном порядке включили долги перед рабочими в общую задолженность предприятий с тем, чтобы горе-руководители несли ответственность за подобные безобразия.
... Российский город, в котором не действуют российские законы, сегодня, увы, реальный факт нашей действительности! Зона вне закона, зона беззакония. И опять-таки разве это не дважды повод доказать обществу, что в стране должен господствовать только один авторитет - авторитет закона?