04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-8...-10°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ОКАЗАЛСЯ "НЕВМЕНЯЕМЫМ"

Субботина Мария
Статья «ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ОКАЗАЛСЯ "НЕВМЕНЯЕМЫМ"»
из номера 074 за 21 Апреля 2000г.
Опубликовано 01:01 21 Апреля 2000г.

14 апреля в здании Госдумы на Охотном ряду побывал очередной "десант" представителей

14 апреля в здании Госдумы на Охотном ряду побывал очередной "десант" представителей исполнительной власти. В рамках правительственного часа перед думцами выступил министр по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Илья Южанов. Времени на общение с антимонопольным министром законодатели выделили немного: в 12 часов дня ожидалось закрытое заседание по поводу ратификации Договора об СНВ-2, так что на все про все у Ильи Артуровича было минут сорок. За это время он должен был отчитаться об итогах проверки законности сделки по покупке пакетов акций алюминиевых предприятий, ответить на вопросы законодателей, а еще дать разъяснения по поводу того, какие меры принимает МАП в связи с введением в России вмененного дохода (инициатором обсуждения этой проблемы была Ирина Хакамада).
О том, что вопрос по поводу алюминия прошел для главы МАПа Южанова достаточно гладко (министр без особых возражений со стороны думцев признал сделку по приобретению акций сибирских алюминиевых заводов соответствующей антимонопольному законодательству) - многие газеты об этом сообщали. Но вовсе незамеченным большинством журналистов осталось обсуждение проблемы единого налога на вмененный доход. А ведь это напрямую касается другой немаловажной функции ведомства господина Южанова - поддержки малого предпринимательства.
Напомним, Закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" действует чуть больше года, но уже успел получить массу нареканий от предпринимателей, для блага которых он, собственно, и вводился. Идея этого налога достаточна проста: вместо того чтобы платить в казну множество запутанных сборов, бизнесмен отдает лишь один, который рассчитывается заранее, исходя из запланированного дохода. То есть предприниматель заранее знает, какую сумму ему придется отдать в бюджет. За рубежом подобная схема действует уже много лет, причем переход на новую систему налогообложения происходил исключительно добровольно. У нас в России новшество ввели на принудительной основе. При этом право решать, какие предприниматели и сколько должны платить денег в госказну, отдано на откуп местным налоговым чиновникам. Отсюда, естественно, множество злоупотреблений и фактов неприкрытой коррупции. В результате введения нового налога некоторые, в первую очередь крупные, налогоплательщики действительно смогли снизить свои налоговые платежи в бюджет в четыре-пять раз, зато на других нагрузка возросла в десять раз...
Многие предприниматели ответили на "невменяемый налог", как его уже окрестили в народе, вполне оправданным возмущением и даже акциями протеста.
Депутат Ирина Хакамада задала Илье Южанову конкретный, как она выразилась, очень простой вопрос: что МАП может сейчас предпринять для защиты интересов предпринимателей?
Министр Южанов, что называется, только развел руками, практически расписавшись в своей и, надо понимать, всего министерства беспомощности во всем, что касается проблемы единого налога:
- Меры по введению или по противодействию тем или иным налоговым решениям не являются компетенцией нашего министерства. Но коль скоро одной из наших основных функций является защита интересов малого бизнеса, то мы внимательно изучали эту ситуацию...
"Изучение ситуации" позволило МАПу сделать вывод о том, что далеко не во всех регионах однозначно отрицательное отношение к этому налогу. И что главный смысл не в том, применять или не применять такую форму налогообложения, а в том, чтобы определить, на какие виды предпринимательской деятельности она распространяется. Вполне очевидно, по мнению господина Южанова, что из реестра предприятий, работающих по схеме единого налога, должна быть исключена торговля горюче-смазочными материалами. А еще глава МАПа пообещал с думской трибуны оказывать поддержку предпринимателям в их нелегкой борьбе с местными властями, а тем, в свою очередь, методическое консультационное содействие в их законодательной деятельности. Ну чем не соцобязательтва!..
Видимо, слишком много сил было отдано в "алюминиевой борьбе", потому что выступление министра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства во всем, что касалось второй части названия славного ведомства, выглядело крайне неубедительно. Ведь вопрос на повестку дня вынесен вполне принципиальный: законодатели настаивают на том, чтобы сделать переход к уплате единого налога добровольным (инициатором внесения соответствующей поправки в закон является депутат Иван Грачев). "Добровольности уплаты налогов быть не может", - категорически заявляет в ответ на это Министерство финансов. И чиновников при этом можно понять. Если за 1999 год от единого налога бюджет получил 4,75 млрд. руб., то только за январь - февраль нынешнего года эта цифра составила более 2 миллиардов. Проблемы предпринимателей финансистов при этом мало заботят.
А какова же позиция министерства, по долгу службы призванного защищать интересы предпринимателей? Этой позиции нет, на что господину Южанову с думской трибуны еще раз указала Ирина Хакамада не только как депутат, но и как бывший коллега, возглавлявшая в прошлом комитет по малому бизнесу:
- Я хотела бы обратить внимание Министерства по антимонопольной политике, что ему следует занять здесь более жесткую позицию, потому что в отличие от Минфина это министерство защищает предпринимателей... Мы должны наконец определиться: мы действительно собираемся поддерживать малый и средний бизнес и создавать ему конкурентную среду по сравнению с крупным или мы постоянно будем говорить как в парламенте, так и в правительстве об этом, но в результате все равно ничего не делать.
Сегодня все чаще раздаются споры о том, правильным ли было полтора года назад объединение под одной крышей антимонопольного комитета и комитета, поддерживающего малый и средний бизнес. Практика западных стран с успешно развитой экономикой показывает, что два этих направления должны вести совершенно разные ведомства. Похоже, складывается ситуация, как в народной притче про двух зайцев, за которыми погонишься и ни одного не поймаешь. Это еще раз подтвердили итоги выступления министра Ильи Южанова на правительственном часе в Госдуме.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников