Иначе как объяснить тот факт, что программы, критикуемые на всех уровнях, от министров до рядовых пенсионеров, продолжают успешно существовать в эфире? И вот на днях государственный чиновник, осуществляющий надзор за СМИ, объяснил, как телезрители должны регулировать свои взаимоотношения с телевидением.
Глава Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Борис Боярсков полагает, что его ведомство качество телевизионных программ не контролирует. В его задачи входит лишь выявление нарушений закона о СМИ и о рекламе. "По поводу качества предоставляемого информационного продукта граждане должны обращаться в организации, осуществляющие вещание, - считает Б.Боярсков. - Можно также отстаивать свои права в судебном порядке или требовать от законодателей регламентировать те или иные правила более четко". И если, как выразился глава Федеральной службы, "эффективная гражданская инициатива" налицо, то его ведомство готово будет вмешаться. Но вмешательство это будет носить рекомендательный характер.
С одной стороны, все ясно. Ну как может вышеназванное учреждение повлиять на качество телевидения? А никак. С другой стороны, ситуация складывается тупиковая. Разве многочисленные публикации в прессе, содержащие критику, например, "Аншлага" не являются обращением в организации, осуществляющие вещание? Или, если собрать все эти статьи в один конверт и отправить на телеканал, они возымеют действие? Разумеется, нет. Обращение в суд тоже результата не даст. Пример тому - недавний процесс по поводу мультсериала "Симпсоны". Лично я с трудом представляю себе, как судьи с серьезными лицами будут изучать реплики наших юмористов на предмет наличия в них пошлости. Критериев нет. (В свое время из-за отсутствия критериев заглохла дискуссия о том, что считать порнографией на ТВ, а что эротикой.)
Значит, остается одно: создавать "эффективную гражданскую инициативу". Например, зарегистрировать массовую общественную организацию "Аншлагу" - нет!". И тогда ей будут даны рекомендации Федеральной службы. Ну, например, обратиться в суд...
И еще. По мнению Боярскова, государственные телеканалы должны "предоставлять людям гарантированные услуги той направленности, которая нужна обществу". Но вот беда: руководители каналов уверены, что они-то лучше всех знают, что нужно обществу.