09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НА КОЛЯСКЕ - В БОЛЬШУЮ ЖИЗНЬ

Севрюков Валерий
Опубликовано 01:01 21 Апреля 2006г.
"Дети с неполным физическим развитием" - есть такой юридический термин, введенный Госдумой. Но дальше появления термина дело не пошло. Как обеспечить хотя бы относительно нормальную жизнь таких детей? Что должны сделать законодатели? Дискуссию на эту тему провел Российский общественный совет по развитию образования (РОСРО).

Это за границей быт детей-инвалидов налажен до мелочей. В Швеции, к примеру, родителям и в голову не придет сплавить "неполноценного" ребенка в специализированный детский дом - полутюрьму, полубольницу. Шведские дети независимо от тяжести нарушений живут в семьях - собственных либо приемных. Помощь им оказывают разветвленные сети социальной службы и службы образования. Каждый ребенок закреплен за реабилитационным центром, где им занимается целая команда специалистов: терапевт по двигательным нарушениям (у наших медиков и специальности-то такой нет), психолог, логопед... Консультирует команду специалист в области детской неврологии и реабилитации.
К полутора-двум годам практически все шведские дети-инвалиды начинают ходить в детсады. Самые обычные, по месту жительства. А чтобы ребенок не чувствовал себя отщепенцем среди сверстников, к нему прикрепляют помощника. Помощников готовят все те же реабилитационные центры: учат общаться с ребенком-инвалидом, показывают, как пользоваться приспособлениями для детей с церебральным параличом, как приспособить мебель, чтобы ребенку было удобно играть.
Примерно такая же картина в школах. Шведы не делят детей на "обучаемых" и "необучаемых", как это делают у нас. Только если у ребенка серьезные нарушения интеллекта, его помещают в специализированную школу...
Отдельная тема - всесторонняя помощь родителям таких детей. Шведские социальные работники помогают переоборудовать квартиру, учат, как заниматься со специфичным ребенком. Семья может заказать такси для ребенка-колясочника, пригласить сотрудника так называемой службы освобождения, если возникает необходимость оставить ребенка одного - например, на время отпуска...
Но это у благополучных скандинавов. А у нас? Депутат Мосгордумы Владимир Бунимович привел на форуме показательный пример. Однажды в его классе появился ученик, лишенный обеих рук (это был результат родовой травмы). Для нормального обучения требовалась специальная парта. Депутат навел справки и выяснил: такой школьный инвентарь централизованно не производится. Спасибо, помогли рабочие одной из мебельных фабрик - сами сконструировали парту и подарили школе, одному конкретному ученику. А как быть остальным тысячам?..
По сути, российские дети-инвалиды зачастую остаются со своей бедой один на один. Некоторым хватает мужества, чтобы найти свое место в жизни. Как мурманскому мальчику Сереже Басалаеву, о котором "Труд" в свое время писал. С рождения у него детский церебральный паралич. В детстве Сережа не мог ходить, говорить, был лишен всяческих средств общения. Но родители верили, что у сына светлая голова. В итоге папа придумал нехитрое устройство: к обручу (основанию строительной каски) приделал указку. Это приспособление надевали Сереже на голову - так он учился писать. Потом - рисовать... Сейчас Сереже 23 года, у него за плечами не одна персональная выставка акварельных рисунков. Его письменная речь остроумна и изящна, он с отличием закончил школу. Но таких, как Сергей, единицы...
Конечно, и в России есть законы, защищающие интересы детей-инвалидов. Закон "Об образовании" позволяет детям с ограниченными возможностями получать образование как в общих классах школы, так и по индивидуальной программе на дому, в специализированных образовательных учреждениях. По словам ректора Государственного университета "Высшая школа экономики" Ярослава Кузьминова, у нас уже многие годы существует система обучения детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с тяжелым нарушением речи, умственной отсталостью. По статистике Минздравсоцразвития, сегодня в школах для умственно отсталых учатся 162 тысячи детей, более 19 тысяч - в заведениях для детей с задержкой психического развития, свыше 10 тысяч - в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Все это так, но...
В прошлом году на экономический факультет одного из московских вузов были приняты 43 человека с ограниченными физическими возможностями. Кузьминов поинтересовался у одной стройной студентки из этой группы, какую степень инвалидности она имеет. Девушка растерялась: "Спросите у моей мамы..." Оказалось, что место, зарезервированное законом для инвалида, банальным образом продано. А много ли инвалидов видели в числе студентов вы, наши читатели? Считанные единицы... Словом, в РОСРО решили разработать рекомендации на основе зарубежного опыта, как обеспечить доступ детей-инвалидов к образованию. Но, наверное, для начала было бы неплохо просто соблюдать существующие законы...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников